Ви є тут

Повышение действенности социально-экономических механизмов государственного регулирования

Автор: 
Фролов Константин Васильевич
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000208157
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Предпосылки рыночных преобразований 8
§ 1. Теория экономики переходного периода 8
§ 2. Современные подходы к реформированию экономики 31
§ 3. Роль государства в процессе системной трансформации 42
Глава II. Роль федеральной государственной собственности
(ФГС) в реализации мер государственного регулирования 56
§ 1. Федеральная государственная собственность (ФГС): фактические итоги преобразований 57
§ 2. Концепция федеральной государственной собственности (ФГС): роль и основные задачи 70
Глава III. Разработка и реализация стратегии
социально-экономического развития - приоритетная задача государства . 95
§ 1. Необходимость разработки социально-экономической стратегии и ее долгосрочные цели 95
§ 2. Государственная промышленно-инвестиционная политика 1II
Глава IV. Государственноерегулирование социального
развития 121
§ 1. Социальная политика государства: значение, цели, принципы. 121
§ 2. Государственная поддержка отраслей социальной сферы 138
§ 3. Обеспечение государственных гарантий социальных прав граждан 155
Библиография 162
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нсслеловання.
Выход российского общества и его экономики из затянувшегося кризиса требует радикального обновления стратегии и тактики реформ. В сложном комплексе назревших перемен одно из ключевых мест принадлежит активизации роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. От успешного решения этой задачи во многом зависят дальнейшее развитие обстановки в стране и перспективы создания модели, обеспечивающей динамичное и эффективное развитие экономики, достижение нового качества жизни населения.
Вытеснение государства из сферы экономики, его уход на своеобразные каникулы обернулись тяжелейшими социальными последствиями, привели к хаотическому развитию общественных процессов. Отсутствие четко выраженной стратегической линии, размытость целей и приоритетов внутренней и внешней политики нанесли серьезный ущерб экономической безопасности страны.
При этом весьма важно видеть своеобразие задач, решаемых государством на этапе становления современной, социально ориентированной рыночной экономики, которая, как показал опыт, не может сложиться самопроизвольно, даже в условиях уже сложившейся и хорошо отлаженной модели такого устройства. Не менее важно при отработке эффективного механизма государственного регулирования учитывать исторические традиции той или иной страны, своеобразие ее культуры, духовный склад населения, а не полагаться на некие универсальные и стандартизированные схемы.
Успешное выполнение государством своих функций невозможно без их законодательного оформления. Отсюда актуальность создания соответствующей правовой базы. При этом речь должна идти не о случайном наборе законодательных актов, а об их ясной, хорошо продуманной.
Концепция экономической реформы
Пол экономической реформой понимаются любые действия правительства, направленные на создание условий для развития рынка и укрепления конкурентоспособности своих товаров. повышение эффективности производства и способности экономики гибко реагировать на резкие изменения рыночной ситуации и т.д.
Классическим примером экономических реформ з развитых странах являются действия по дерегулированию цен на тот или иной продукт в какой-либо отрасли народного хозяйства, так и мероприятия по приватизации государственной собственности Все страны,
проводя изменения структуры экспорта в пользу более сложной продукции с высокой добавленной стоимостью до активного вмешательства в действие рыночных механизмов.
Однако переход к рынку существенно отличается от обычного экономического реформирования. Идеологи экономических реформ рассматривают переход к рыночной экономике как радикальное средство повышения эффективности функционирования народного хозяйства. Успех перехода зависит от правильности выбора приоритетов и последовательности из реализации, а также от политических возможностей их осуществления.
Можно выделить три принципиальных этапа на пути перехода к рыночной экономики.
• трансформация системы экономических и социальных основ общества;
-16-
• структурные преобразования экономики, адаптация экономических механизмов к изменению структуры конечного спроса;
• стабилизация.
3 результате от реформ, в результате системной трансформации происходит изменение экономического уклада общества и его институциональных основ, а также мотивов деятельности всех субъектоз экономики. Институциональные преобразования здесь - это прежде всего изменения в организации субъектов экономических отношений, прежде всего з отношения собственности.
Структурная адаптация трансформируемой экономики существенно отличается от процесса изменения структуры экономики как изменения пропорций между отраслями и производствами. Структурные преобразования в трансформируемых экономиках являются составной частью и проявлением частично или полностью изменяемой парадигмы развития, например, в результате сокращения и принципиального изменения функций государства в экономике.
Структурная адаптация в этих экономиках необходима для преодоления структурно-технологических диспропорций, накопивших при существовании планово-административного регулирования экономики, и перехода к структуре, соответствующей рыночному укладу.
В процессе структурной адаптации экономики можно выделить три фазы: а) адаптации; б) реконструкции: в) стабилизации.
На первой фазе - адаптации - происходит создание условий для повышения эффективности производства, осуществляется перераспределение ресурсов, прежде всего труда и капитала.