Ви є тут

Социально-экономические детерминанты развития малого предпринимательства в регионе

Автор: 
Аппакова Надежда Дмитриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
292565
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение......................................................... 3
Глава 1. Предпринимательство как объект экономикосоциологического анализа........................................ 25
1.1. Классические теории предпринимательства.....................25
1.2. Современные теории предпринимательства и практика проведения социологических исследований в России............................43
1.3. Содержание категориального поля понятий предпринимательства
и бизнеса: эволюция и современность............................. 63
1.3.1. Малое и среднее предпринимательство, малый и средний бизнес: эволюция понятий................................................ 63
1.3.2. Современная российская история малых и средних предприятий 76
Глава 2. Особенности организации малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом....................... 85
2.1. Мировой опыт развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса (малого и среднего предпринимательства)........ 85
2.2. Особенности малого и среднего предпринимательства в России, система основных факторов регионального предпринимательства и основные детерминанты его развития..............................111
2.2.1. Экономические параметры малого предпринимательства в
России и в Тюменской области....................................111
2.2.2. Социологические данные по предпринимательству в
Тюменской области.............................................. 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................145
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Разработка проблем становления и эволюции предпринимательского слоя в современной России и изучение его социально-экономических детерминант - это динамично развивающееся направление в российском обществознании. Стремительное нарастание числа публикаций по данной теме говорит об её большой актуальности.
Современный этап развития предпринимательства характеризуется тем, что это развитие осуществляется в условиях перехода российского общества к новому типу общественных связей , порождая определенный динамизм поведенческих реакций рыночных субъектов. Уже само наличие сильного предпринимательского слоя является важнейшим признаком здоровой экономики и устойчивой демократии.
Мировой опыт, обобщенный социологической наукой, показывает, что предпринимательство выступает социальным субъектом экономической и политической модернизации общества. Но в России такого рода субъектом традиционно было государство. При каких условиях предпринимательский слой сможет стать социальной опорой нового устройства России — полной ясности до сих пор нет ни у теоретиков, ни у реальных политиков.
Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Между тем, в силу прежде всего не эффективной, а порой и просто ошибочной политики государства в отношении сектора малого предпринимательства, последний в России фактически пребывает в состоянии стагнации. Начиная с 2000 г., в стране наблюдается сокращение численности малых предприятий, и некоторый рост числа субъектов малого предпринимательства обеспечивается только за счет ежегодного увеличения численности индивидуальных предпринимателей, темп прироста которых оценивается в 7%. Сокращается и занятость в секторе малых предприятий: с 1999 по 2001 годы она снизилась с 18608,2 млн. до 16963,4 млн. чел. (с учетом неформальной занятости); в индивидуальное предпринимательство приток составил порядка 6 чел. на 1000 чел. взрослого населения, а отток -порядка 4 чел. на 1000; в секторе малых предприятий эти цифры составляют
1 Шафранов-Куцев Г.Ф. Социальные болезни переходного периода II Социально-экономические проблемы региона в переходный период. Тюмень.: Изд-во ТГУ, 1999. С. 116.
15
предпринимательскому классу. Находящийся в теневом союзе с бюрократией, он не воспринимается населением регионов как ведущий социальный субъект рыночных преобразований.
Методологические и теоретические основы исследования: философские, экономические и социологические теории предпринимательства. В научной традиции исследование предпринимательства сложилось как направление, разнообразное по тематике и по методологическим подходам. Начиная с работ Р. Кантильона, Ж. - Б. Сэя, Д. Рикардо, А. Смита, заложивших основы теории предпринимательства, трудов К. Маркса, М. Вебера, В. Зомбарта, И. А. Шумпетера и до монографий Ф. Найта, Л. Мизеса, И. Кирцнера, Ф. Хайека, учёные подчеркивали необходимость изучения предпринимателя как экономического агента и как субъекта социально-политической жизни. Эти труды остаются классическими научными образцами изучения социального слоя предпринимателей; в них на основе глубокого изучения экономических отношений представлен анализ предпринимательской функции; описаны механизмы и мотивации экономического поведения, сделан убедительный вывод о том, что предпринимательский слой служит стержнем стабильного социально-политического развития. Наличие такого предпринимательского слоя рассматривалось ими как необходимое условие буржуазной демократии.
Такой предпринимательский слой настойчиво требует от политических институтов реальных гарантий экономической деятельности, прав на свободу собственника, свободы торговли и справедливости сделок, образования цен в соответствии с платежеспособностью индивидов и их собственным выбором продукта, равенством возможностей, субъективизмом ценностей и т.п.
К числу трудностей современного исследования этой темы относится высокий динамизм процессов формирования предпринимательского слоя в России: исследуется объект, трансформирующийся на глазах исследователя, объект, который активно влияет на экономические отношения и является заметным фактором социального и политического развития. Это объясняется
16
как переходным характером российского общества, так и незавершенностью его социально-экономического и политического переструктурирования.
Информационная база исследования. Методически надежной социально-экономической и политической статистики в России до сих пор ещё нет, за исключением данных налоговых инспекций, которые являются закрытыми. Разрозненные и относительно быстро устаревающие данные, публикуемые Государственным комитетом по статистике, ограничиваются несколькими простейшими показателями, как правило, ориентированными на потребности административного управления, но отнюдь не науки. В одном из проектов достаточно опытный автор обозначил эту проблему как «тотальное сокрытие любой информации» '. В нашей работе использованы данные Госкомстата РФ, Госкомимущества РФ, результаты мониторинговых исследований ВЦИОМа, других социологических служб, вторичный анализ материалов исследований отечественных социологов по изучаемой проблематике.
Другим массивом данных, используемых в работе, стали официальные государственные документы: постановления, акты, законы, указы, решения Правительства РФ, касающиеся поддержки предпринимательского слоя. Значение этих источников трудно переоценить при изучении этапов развития предпринимательства, содержания и смысла этого процесса. Другим типом источников стали материалы периодической печати. Автор использовал данные, опубликованные в изданиях: "Коммерсант-ОаПу", "Финансовые известия", "Независимая газета", "Частная собственность", "Деловой мир", "Известия", "Известия-Экспертиза", "Бизнес", "Советская Россия", "Бизнес сегодня", "Бизнес и политика", "Деньги и кредит" и др. Средства массовой информации всегда насыщены материалами о социально-экономических и политических аспектах предпринимательства в России. Однако нельзя не учитывать, что в них осуществляется селективный отбор информации, там присутствуют субъективные суждения авторов, и они не представляют собой
1 Бабаева Л.В. Российский путь к успеху в бизнесе. Научный отчёт по гранту №960304217 РГНФ. С. 3.