Содержание
Введение........................................................3
Раздел I. Теоретико-методологическая основа трудовой мотивации молодежи ........................................................12
Раздел 11. Трудовая мотивация молодежи в системе ценностномотивационной структуры..........................................61
Заключение.......................................................134
Приложение.......................................................150
Введение.
Конец XX века для России - это новый путь развития. Началось строительство нового «демократического» общества и одновременно с этим начался переход к рыночной экономике. Буквально в «один день» мы отреклись от наследия плановой экономики и «социалистического» общества и провозгласили новые идеалы, ценности, цели жизни. Но данный путь оказался довольно сложным; декларируя переход к новому, общество не смогло полностью отказаться от наследия старого, да это было бы и невозможно, так как все в развитии общества взаимосвязано, новое должно базироваться на крепком фундаменте старых, устоявшихся норм и ценностей. Именно стремление полностью отречься от старых норм и ценностей и сразу же перейти к новым, «образцам западного общества», привело к целому ряду проблем.
Рыночные реформы привели к резкому сокращению производства и к высокому уровню безработицы, особенно среди молодежи, что повлекло за собой не только обнищание значительной части населения, но и дезориентацию социально-трудовой сферы. Кроме того, начали внедряться нормы и ценности западного общества, без соответствующей подготовки, что привело к тому, что многие из них были приняты в искаженном виде, что прежде всего повлияло на ценностно-мотивационную структуру современной российской молодежи. Таким образом, был нанесен мощнейший удар по качеству трудовых ресурсов, что в первую очередь отразилось на снижении производительности труда, которая и стала одной из составляющих экономического кризиса.
Поиск путей решения возникших проблем напрямую взаимосвязан с проблемой мотивации трудовой деятельности молодежи, так как именно отлаженный мотивационный механизм может позволить решить в будущем проблему низкой производительности труда. С другой стороны, от эффективности данного механизма напрямую зависит ценностно-мотивационная структура современного российского общества, так как отлаженный мотивационный механизм
3
новая наука, имеющая целью изучение молодежи - ювентология1. Следовательно, и определения молодежи образуются под влиянием различных научных подходов. Многие определения молодежи объединяют в себе традиции как, например, социологии, так и демографической науки или же психологии.
Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.
Так, в рамках структурно-функционального подхода, яркими представителями которого являются такие социологи как Ш. Айзенштадт, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др., молодежь рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами. Это означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли в достижении стабильности общества. Однако такое определение молодежи можно назвать довольно ограниченным, так как из него не вытекает, какие же возрастные границы охватывают молодежь, как происходит социальная мобильность молодых людей, не учитывается также профессиональный аспект социальных действий молодежи, который интересует нас в данной работе, прежде всего.
Характерным для выше названных классиков социологии является трактование молодежи с позиций изучения процесса социализации индивида. Молодежь при этом выступает как объект социализации. Так, по Э. Дюркгейму общество доминирует над индивидом и создает его2. Ядром дюркгеймовской концепции социализации является его философско-социологическая теория морали. Мораль рассматривается как система объективных правил поведения людей. По мнению Дюркгейма, социальные нормы влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериориза-ции. Внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. Однако эти положения не учитывают специфических субъектных ха-
1 См., например: Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001.
2 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1994; Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.
14
рактеристик молодежи как особой социальной группы, а любые проявления недовольства или какого-либо специфического поведения рассматриваются как формы отклонения от нормы, которые Дюркгейм назвал аномией. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов1.
Другой подход в изучении молодежи основывается на теоретикометодологических принципах понимающей социологии, сформировавшихся в конце XIX - начале XX века. В отличие от структурно-функционалистского подхода, избравшего путь познания от социума к индивиду, понимающая социология сориентировалась на другой путь исследования, а именно от индивида - к социуму. Ярким представителем понимающей социологии можно считать немецкого социолога Макса Вебера. Его взгляды противоречат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Вебер же, анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, когда субъективно осмысленные действия индивида соотносятся с поведением других людей, пришел к истолкованию понимания поведения как общественно ориентированных действий. Он назвал общественно ориентированными или общественными действиями такие, которые, осмысленно ориентированы на ожидания, целерациональны в соответствии с ожиданиями, и, наконец, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов2.
На развитие социологических представлений о юношестве значительное влияние оказали представители психологической науки. Так, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд не создал оформленной концепции юношеского возраста, однако выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития личности молодого человека3. Последователь Фрейда, Эрик Эриксон,
1 Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.
2 Вебер М.О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. М., 1990. С. 21-22.
3 Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П.Я. Гальперина. А. II. Ждан. М., 1980.
15
- Київ+380960830922