Ви є тут

Российское предпринимательство как предмет социологического анализа

Автор: 
Котова Светлана Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273109
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3-11
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1.1. Классификация определений предпринимательства в экономической социологии стрЛ2-18
I. 2. Основные составляющие предпринимательской деятельности на современном этапе стр.19-39
ГЛАВА П. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. I. Истоки формирования предпринимательского слоя стр. 41-52
II. 2. Роль государственной политики в развитии
предпринимательства стр. 52-65
II. 3. Идеологический базис отечественного предпринимательства стр.65-75 ГЛАВА 1П. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЛОЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
III. 1. Этапы формирования предпринимательского слоя в постсоветской России стр. 76-97
Ш. 2. Социальный портрет современного отечественного предпринимательства стр. 97-116
III. 3. Малый бизнес как социальная база развития российской экономики
стр. 117-126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 127-131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 132-145
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
С началом формирования в России открытой рыночной экономики важнейшей составляющей всей хозяйственной жизни страны становятся разнообразные предпринимательские структуры. Мировой опыт свидетельствует, что в странах, где для стабильной и прибыльной работы предприятий различных форм собственности созданы благоприятные условия, быстрее и успешнее решаются общенациональные задачи, уверенно развивается экономика и внешнеэкономические связи, совершенствуется их структура, повышается производительность труда, растет благосостояние населения. Эта закономерность, присущая современному рыночному хозяйству, подсказывает, что подъем российской экономики напрямую зависит от состояния отечественного предпринимательства, дальнейших возможностей его устойчивого развития. Тесное сопряжение действий государства и предпринимательства - гарант эффективного продвижения рыночных реформ в современной России.
Развитие рыночной экономики в постсоветской России, во-первых, сформировало определенную общественную потребность в таком типе социальной деятельности как частное предпринимательство, вследствие чего были созданы соответствующие политические и социально-экономические условия для институциализации этого явления. Современный этап характеризуется формированием и развитием необходимых организационных структур, поддерживающих предпринимательство, а также связанных с ними ценностных стандартов и социальных норм, регуляторов поведения человека и социальных групп. В то же время необходимо создание социальных условий и возможностей для социализации человека в данной области, интернализации новых ценностей и норм, способных формировать необходимую систему потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.
Должна произойти интеграция нового вида социальной деятельности в формирующуюся структуру общественных отношений. Процесс социальной
14
В этих условиях возрастает важность теоретического и методологического осмысления такой междисциплинарной проблемы, как развитие предпринимательства и его культуры и взаимосвязи организационных культур и структур.
Активное участие предпринимателей в восстановлении, налаживании всех видов хозяйственных ресурсов страны способно содействовать рациональной реализации предпринимательской функции, что представляется одним из необходимых факторов успеха всего процесса структурных реформ.
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Теоретические основы деятельности предпринимателей заложены трудами классиков в области экономической социологии: Кантильона Р., Смита А., Вебера М., Шумпетера М., Маршалла А., Кейнса Д., Хайека Ф. Кондратьева Н.1 и др., в которых раскрываются их взгляды на сущность данного вида деятельности, на роль, место и значение предпринимателя в народном хозяйстве. Слово и понятие предприниматель появилось в Древнем Риме, в римском праве оно рассматривалось как занятие, дело, коммерческая деятельность. В качестве научного термина понятие "предприниматель" появляется в работах Ричарда Кантильона2. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Под предпринимателем он подразумевал человека, действующего в условиях риска, так как соотношение покупной и продажной
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов М. 1993г. Кондратьев Н. Основные проблемы экономической статики и динамики М. 1991г. Вебер М. История хозяйства и происхождение современного капитализма. М. 2001г. Маршалл А. Принципы экономической науки М. 1993г. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1999г. Шумпетер Й. Теория экономического развития М. 1982г. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность М. 1992г.
2 Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще. Франция 1755г.
15
цены невозможно предсказать. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
А. Смит1 раскрывал сущность предпринимательства через взаимосвязь частного интереса с потребностями других лиц и общества в целом. Таким образом, функция предпринимателя состоит в удовлетворении общественных потребностей с выгодой для себя.
Шумпетер Й.2 называл предпринимателей специфической группой, субъектом рыночного процесса, который является основным активным элементом хозяйственной жизни. Посредством инновационных изменений они нарушают стабильность стандартных экономических процессов, внося в них инновационные изменения и динамизируя производственную и хозяйственную жизнь общества. Шумпетер разделял понятия изобретения и инновации, по его мнению изобретатель открывает новое техническое и технологическое знание, а инноватор внедряет его в промышленность. Таким образом, предприниматель занимается внедрением новых продуктов, технологий, источников снабжения и форм индивидуальной организации. Стимулом для предпринимателя в процессе хозяйственной деятельности является прибыль.
Кондратьев Н.Д.3 противопоставлял два типа экономических субъектов, действовавших в рыночной системе: пассивного агента рынка, имеющего минимальный доход или только покрывающего издержки, и активного, создающего новые хозяйственные комбинации. На этом противопоставлении строится концепция инновационных изменений. По Кондратьеву рынок - это объективный набор изменяющихся условий, в системе которых возможно возникновение множества разнообразных моделей предпринимательского поведения.
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов М. 1993г.
2 Шумпетер Й. Теория экономического развития М. 1982г.
' Кондратьев Н. Основные проблемы экономической статики и динамики М. 1991 г.