Ви є тут

Социально-экономическая роль маркетинга в удовлетворении потребностей населения : По материалам Республики Татарстан

Автор: 
Емельянов Валерий Львович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274774
179 грн
Додати в кошик

Вміст

#
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................3
РАЗДЕЛ I. Удовлетворение потребностей населения как проблема
# социологической науки.......................................20
РАЗДЕЛ II. Маркетинг как элемент механизма реализации потребностей
населения...................................................56
РАЗДЕЛ III. Основные направления повышения эффективности
маркетинга в удовлетворении материальных и духовных потребностей населения.....................................100
Заключение.............................................................144
Список использованной литературы.......................................150
Приложение.............................................................162
*
2
Введение
На территории одного из заводов «КамАЗа» висит плакат: «Заработную плату нам платит наш потребитель!». И для современного предприятия это уже не просто слова, лозунг, а объективная реальность - зависимость от потребителя является именно тем мотивационным стимулом, который влияет на функционирование и развитие коллектива, предприятия в целом, на жизнедеятельность и материальное положение каждого из его работников.
В последние годы все чаще стали говорить о потребителе, об изучении и формировании потребностей, о роли и месте маркетинга на потребительском и товарном рынках. Маркетинг стали представлять как деятельность по преобразованию материальных и духовных потребностей людей в прибыльные возможности организации.
Удовлетворение потребностей потребителей является хотя и необходимой, но не единственной целью производственных и посреднических предприятий. Высокий уровень конкуренции на потребительском рынке привел к тому, что одного удовлетворения потребностей населения является недостаточно, чтобы предприятию эффективно функционировать и развиваться, удерживать своих клиентов и потребителей. Организациям (предприятиям) необходимо добиваться высокого уровня лояльности потребителей своих товаров и услуг, определить не только существующие, но и скрытые, латентные, потенциальные потребности, заранее предугадать изменение потребительских предпочтений, желаний, интересов и своевременно отразить это в ассортименте своей продукции (услуг), представленной на рынок. То есть, речь идет о том, чтобы полагаться не столько на информацию о
*
Выборка по экспертному опросу: опрошено 57 человек (руководители и специалисты маркетинговых служб предприятий и учреждений города). Из них: по образованию: высшее - 100%, в том числе, специальное - 11,4%; по сфере деятельности предприятия, учреждения: производственная - 49,1%, торговопосредническая - 14,0%, услуг - 24,6%, образования - 12,3%; по должности: ру-ководители - 14,0%, специалисты - 86%.
Выборка по анкетному опросу (потребители): опрошено 294 человека, из них: по полу: мужчины - 34%, женщины - 66%; по возрасту: 18-20 лет - 7,1%, 21-30 лет - 13,3%, 31-40 лет - 37,1%, 41-50 лет - 38,1%, 51-60 лет - 4,4%; по образованию: незаконченное среднее - 3,1%, среднее - 49,3%, среднее специальное -35,0%, незаконченное высшее - 2,0%, высшее - 11,6%; по семейному положению: холост (не замужем) - 20,4%, женат (замужем) - 79,6%.
В информационную базу работы так же включены результаты опубликованных ^ социологических исследований по проблемам организации маркетинговой деятельности в удовлетворении социальных потребностей населения.
Научная новизна диссертационного исследования сводится к следующему:
- уточнены сущность, содержание, виды, особенности маркетинга как одной из форм удовлетворения потребностей населения;
- охарактеризованы реальная роль, место маркетинга в удовлетворении материальных и духовных потребностей населения как особого социально-экономического института общества;
ф - представлены научно-практические рекомендации для органов экономиче-
ского управления, призванные обеспечить действенность маркетинговых служб в удовлетворении социальных потребностей населения;
- в научный оборот введены данные ряда социологических исследований проблем удовлетворения, формирования материальных и духовных потребностей потребителей средствами маркетинга.
16
*
*
Положения, выносимые на защиту:
1. Изобилие продуктов и товаров в современном обществе стимулирует потребление. Человек реализуется не столько через деятельность по созданию предметов материальной жизни, сколько через потребление товаров и услуг. Складывается философия потребления, которая связана с маркетингом.
* 2. Особенностью современного маркетинга является обязательное присутствие
и участие потребителя, иначе вся его деятельность оказывается бессмысленной. Для того, чтобы предприятию (организации) выжить в мире рыночной экономики, конкуренции маркетинг должен заниматься изучением, осмыслением, пониманием истинных нужд и потребностей своих покупателей для последующего их удовлетворения, причем более качественного, чем это могут сделать конкурирующие организации.
3. Современный маркетинг, с одной стороны, стремится максимально опирать-^ ся на то, что можно подсчитать (сколько человек покупает, где покупают, что покупают и т.д.), и пытается увидеть логику в поведении потребителей, но, с другой стороны, он пробует предугадать, что будет следующим звеном в логической цепочке, при этом все больше углубляется в чувства, эмоции, нематериальные ценности потребителей.
4. В настоящее время реально эффективность маркетинга в удовлетворении потребностей не достаточно высока. В современных условиях нуждаются в совершенствовании, прежде всего, характер и способы взаимоотношений субъектов
^ маркетинговой деятельности - производителей (продавцов) и потребителей, так
как маркетинг по-прежнему остается инструментом по наращиванию объемов сбыта продукции.
5. Маркетолог должен видеть чуть дальше потребителя, быть хотя бы на полшага впереди него в осознании его потребностей. Сегодня уже недостаточно лишь изучить потребности покупателя и предложить ему информацию о товаре (услу-
17
%