Ви є тут

Мотивация управленческой деятельности : Вопр. теории и методологии

Автор: 
Деханова Наталья Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000160159
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
СОДЕРЖАНИЕ В В Е Д Е Н И Е.........................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................................10
1.1. Генезис идей о сущности мотивации
трудовой деятельности..........................10
1.2. Социологическая интерпретация
мотивации трудовой деятельности................51
Глава II. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................75
2.1. Роль мотивации в управленческой
деятельности................................... 75
2.2. Факторы становления мотивации
руководства....................................86
2.3. Типы мотивационных структур
управленцев...................................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................124
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................128
- 3 -

Введение
Актуальность темы исследования. Формирование в России социальноориентированной рыночной экономики логически предполагает функционирование качественно новой системы мотивации труда, учитывающей кардинальное изменение отношений собственности, экономического и социального статуса работников, системы их ценностных ориентаций.
В условиях глобальных трансформационных процессов, затронувших российское общество, в особенности его экономику, существенным образом меняется содержание и методы управленческой деятельности, модернизируются организационные структуры государственного,
хозяйственного, политического и социального управления, а следовательно, коренным образом меняются требования к профессиональной деятельности персонала системы управления.
Стремительность перемен предъявляет особые требования к руководителям любого ранга. Выявление ведущих мотивов деятельности кадров системы управления в условиях происходящих перемен в целях повышения эффективности управленческого труда имеет существенное значение в деле развития и углубления проводимых реформ. Изучение и целенаправленное формирование мотивационного механизма
управленческой деятельности, адекватного задачам реформирования российского общества, занимает особое место в работе по подбору кадров на руководящие должности. Мотивация играет ведущую роль в реализации функций управления в силу самой специфики управленческой деятельности. Управленческая деятельность по степени напряжения, эмоциональным, психическим и другим видам нагрузок относится к наиболее сложным. Поэтому без устойчивой положительной мотивации деятельности невозможно добиться сколько-нибудь заметных успехов в управленческом труде. Знание структуры и иерархии мотивов различных категорий управленческого персонала позволяет избегать многих ошибок в формировании корпуса управленцев и создавать надлежащие условия для реализации их творческого потенциала.
-13-
Таким образом, в исследованиях мотивации трудовой деятельности и экономического поведения человека мы наблюдаем значительные различия в исходных посылках, философских и методологических позициях авторов, что представляет проблему мотивов более емкой, стереоскопичной, требующей углубленного изучения на междисциплинарном уровне.\у
В теории организации управления трудом в развитых странах наибольший интерес представляет опыт американского менеджмента.
Самый общий вывод, который можно сделать из рассмотрения социологии управления, заключается в том, что на протяжении всей своей истории она не имела единой методологической основы. Конкуренция различных парадигм и направлений (''классическая" школа, доктрина "человеческих отношений", эмпирическая школа и др.) оборачиваются многозначностью и противоречивостью концептуального аппарата, несопоставимостью результатов и средств исследования и обусловливает тот факт, что, наряду с новейшими теориями, например, в области трудовой мотивации и объяснения группового фактора, а также организации труда и принципов руководства, существуют сегодня идеи начала века.
Логически в развитии социологии управления или менеджмента можно выделить следующие базовые направления:
1. "Классическая" школа, внутри которой выдвинулось самостоятельное движение за "научный менеджмент", это период с 1890 по 1920 гг., основные представители: Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.Гьюлик, М.Фоллетт.
2. Школа "человеческих отношений", возникла в конце 20-х гг. и существует до настоящего времени (Э.Мейо, Ф.Херцберг, Ф.Дэвис, П.Друкер, А. Слоан, Г. Саймон,Г.Левитт). Исторически управление производством становится предметом науки в тот момент, когда уровень развития производительных сил вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Таким образом, складываются объективные предпосылки для зарождения "научного менеджмента" в США.
Вторая половина и конец XIX в. - эпоха значительных перемен в структуре и организации деловою предпринимательства в США,
-14-
обусловленных созданием огромных национальных и мультинациональных корпораций на транспорте и в промышленности. В противоположность этому организация труда в цехе и на предприятии оставалась крайне архаичной. Ускоренное развитие американского капитализма тормозилось устаревшей системой управления и социальной организацией труда. Можно говорить о том, что постановка социальных и экономических вопросов труда была исторически и логически закономерной.
Американский менеджмент первой четверти ХХв. переживал ответственный период превращения разрозненных, практически возникших методов и принципов рационализации производства в самостоятельную, относительно целостную научную дисциплину, которая и получила название “научный менеджмент".
Однако "научный менеджмент" - это лишь одно, правда, центральное направление в более широком научном образовании, так называемой "классической" школе социологии управления. Кроме американских инженеров, составивших основу "научного менеджмента" - Ф.Тейлора, Г.Гантта, А.Хелси, Ф.Джилберта, Х.Хэтвейя, С.Томпсона, Г.Эмерсона и других - к "классической" школе причисляют также английских, французских и немецких ученых. Среди них выделяются такие имена, как Л.Гьюлик, А.Файоль, М.Вебер, Л.Урвик, Дж.Муни, А.Рилт, Э.Бреч, Л.Аллен, М.Фоллетт, Р.Шелтон. Таким образом, "научный менеджмент" как преимущественно американское явление правильнее назвать направлением, а не школой, закрепив этот термин за всей "классической" школой, где были сильны и европейские традиции.
Проводя параллель, можно сказать, что как теория А.Смита дала начало ветвям политэкономии, так и система Ф.Тейлора - всему у' последующему менеджменту. П.Друкер писал: "Тейлоризм - это скала, на которой мы воздвигнем нашу дисциплину". Ф.Тейлор не был ни социологом, ни психологом. Он был талантливым инженером, известным специалистом по организации промышленного производства. Его интересовала, в первую очередь, возможность повышения производительности труда промышленных рабочих и увеличение эффективности производства за счет ввода научного управления. Свои