Ви є тут

Принципы и методы рационализации организационно-экономического развития туризма

Автор: 
Гуденко Наталья Игоревна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000233466
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Стр
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМУ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1. Тенденции экономико-организационного развития туристского обслуживания населения В
1.2. Концептуальное развитие программ туристского обслуживания населения 23
1.3. Особенности формирования потребительского рынка туристского продукта в России 42
Глава П.СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 60
2.1. Организационно-экономическая сегментация рынка туристского продукта 60
2.2. Социальная оценка потребительского поведения населения на
рынке туристского продукта 73
2.3. Социальная оценка организационной культуры туристского обслуживания населения 87
Глава Ш.РАЗРАБОТКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 100
3.1. Принципы экономийко-финансового обеспечения деятельности туристских организаций 100
3.2. Организационно-экономические принципы бюджетирования деятельности туристских организаций 117
3.3. Рекомендация организационно-экономического развития туристского обслуживания населения на основе коммуникационных технологий 136
Заключение Список литературы
153
155
3
ВВЕДЕНИЕ
Туризм представляет собой динамично развивающуюся отрасль национальной экономики. Услугами туристских организаций только в 1998 году воспользовалось до 12,0% населения страны. По данным экспертов Академии туризма около четверти населения было вовлечено в неорганизованный туризм. В странах Запада в течение года в туристских поездках принимают участие около трети населения. По значимости в развитии национальных экономик Запада туризм вышел на третье место после нефте и авто бизнеса. Общий объем затрат составляет в общем мировом экспорте товаров и услуг от 6,0 до 12,0% мирового валового национального продукта.
В России перспективы развития международного и внутреннего туризма связываются с формированием инфраструктуры туризма, созданием и формализацией туристских организаций, повышением качества предоставляемых туристских услуг, расширением туристских зон, развитием у населения познавательных, культурных и др. потребностей, реализуемых в сфере туризма.
Переход страны к рыночным отношениям внес в сферу туризма конкурентные начала, борьбу турфирм за потребителя туристского продукта, новые формы организации туристского досуга и повышенное внимание к социальным ожиданиям, социальным потребностям и социальному самочувствию населения в период туристского обслуживания.
Внимание к личностному фактору развития туризма предполагает и трансформацию организационно-экономического механизма деятельности турфирм в системе рыночных отношений. Это обусловлено тем, что турбизнес имеет ряд особенностей в организации, в экономико-финансовом и экономико-правовом обеспечении. Однако, вопросы личностного фактора
15
экономика, социология, политология вопросами развития туризма занимались, по-видимому, вплоть до середины 90-х годов лишь косвенно. К этому времени сформировались объективные предпосылки рассмотрения проблемы развития туризма с организационно-экономической точки зрения. И обусловлено это было тем, что стало общепризнанной идея формирования новой отрасли в системе народнохозяйственного управления - отрасли туризма. Кстати, это и предопределило программноцелевой подход к развитию сферы туризма.
Разработка Федеральной целевой программы развития туризма в России определялась необходимостью преодоления в рамках долгосрочной перспективы, сложившегося в условиях прежней системы хозяйствования, глубокого разрыва между потребностями экономики и общества в туризме, с одной стороны, и нынешним его состоянием - с другой. Создание современного туристского комплекса, рассматриваемое в широком контексте государственной политики реформ, нацеленных на возрождение России, станет важным фактором экономического подъема страны, внесет существенный вклад в преодоление накопленных за многие предшествующие десятилетия деформаций в структуре отечественного народнохозяйственного комплекса, обусловленных гипертрофированной ролью в нем материального производства, будет способствовать формированию в России социально- ориентированной рыночной экономики. К середине 90-х годов утвердилось понимание того что туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта (ВНП), 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют
16
прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма.
Успешное развитие туризма оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная отрасль, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Создание развитой туристской индустрии имеет важное значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики.
Именно поэтому во многих странах, где активно развивается сфера туризма, государство оказывает ей существенную поддержку: от прямых инвестиций, направленных на формирование объектов супер- и инфраструктуры, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Россия, располагая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю по количеству прибытия иностранных туристов приходится менее 1% мирового туристического потока.
Современное состояние туристского рынка России характеризуется глубоким кризисом, охватившим его с 1992г. В этот период было отмечено падение в сфере въездного туризма - с 6,9 млн., посетивших СССР в 1991г., до 3 млн., прибывших в СНГ в 1992 г. В 1993 г. положение несколько улучшилось: Россию посетило около 3,7 млн. туристов из стран дальнего зарубежья.
Изменение геополитической ситуации, распад хозяйственных связей, падение производства, усиление инфляционных процессов и, как итог, снижение уровня жизни населения в России вызвали резкий спад в сфере внутреннего туризма. В условиях постоянного роста цен на путевки при сокращении дотации на них и традиционно невысоком уровне комфорта и услуг незагруженными оказались большинство домов отдыха и пансионатов,