СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................................3
Глава 1 Предпринимательское поведение как предмет социально-
экономического анализа......................................................12
I 1. Риск в структуре экономического поведения........................... 12
1.2. Предпринимательство как инновационная форма экономического
повеления.................................................................34
Глава 2 Социокультурные характеристики предпринимательского поведения 71
2.1 Рисковый характер предпринимательской культуры .......................71
2.2 Традиции предпринимательства в России.................................92
Заключение................................................................. 113
Библиографический список использованной литературы........................ 117
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние годы в российском обществе в целом и его структурных элементах произошли кардинальные изменения М но гоу к ладность экономики, разнообразие форм собственности, политический плюрализм, безусловно, являются чем-то новым для россиян Переход от планового хозяйства к рыночным отношениям не прост и не мгновенен, как и любой социальный процесс, поэтому настоящее время российское общество переживает период аномии, когда старые нормы отвергнуты многими, а новые еше не достаточно закрепились в сознании людей Так, в частности, неоднозначным является отношение к предпринимательству. С одной стороны, негативные тенденции в экономике усиливают потребность в предпринимательстве, и экономическая политика государства деласт ставку на его развитие, с другой - предпринимательство в общем не приемлется россиянами. Реализация идеи развития предпринимательства в современных условиях с самого начала происходила в условиях "навязывания сверху", это не было ответом на потребности широких слоев населения. Затем начались бурные изменения в обществе, и эта директива отстала от времени. Развитие предпринимательства вышло из-под контроля, образ предпринимателя за короткий срок претерпел значительные изменения. В связи с этим возникла необходимость углубленного комплексного изучения экономических, социальных, исторических, культурных, психологических предпосылок предпринимательства, уяснения его современного состояния в нашей стране Кроме того, необходимо вести целенаправленную работу по созданию адекватного образа предпринимателя в общественном сознании, чтобы изменить в целом неприязненное отношение к нему жителей России. Принципиально важной при этом представляется верная расстановка акцентов необходимо четко сознавать, какой ценой предприниматель достигает внешнего благополучия, какому риску подвергается, что заставляет его принимать рискованные решения и т.д Кроме того, следует заострять внимание на социальной и экономической роли предпринимательского поведения, чтобы обоснованность перехода к рыночной экономике на современном этапе развития общества стала очевидной для россиян
Степень разработанности проблемы В постперестроечный период вышло в свег множество как популярных, так и серьезных научных работ, посвященных феномену
практических) государственной экономическом политики Изложенные в работе теоретические подходы позволят в дальнейшем проводить исследования отношения россиян к экономическому риску, исследовать место риска в отечественной экономической культуре Кроме того, материал диссертации можно использовать в вузовских курсах экономической социологии и социологии предпринимательства
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы в тезисах выступления на ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения», проходившей 25 апреля 1996г в Московском государственном университете им.М В Ломоносова, в сборниках работ сту дентов и аспирантов кафедры социологии труда и предпринимательства МГУ. в социологическом сборнике Института молодежи, а также статье, опубликованной в журнале «Социологические исследования».
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
1.1. Риск в структуре экономического повелении
Сфера экономики - это сфера производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных ресурсов, служащих удовлетворению потребностей люден. В процессе их удовлетворения каждый человек реализует особого рода поведенческую модель - экономическую Основной ее принцип заключается в стремлении максимизировать результат при минимизации- затрат. Экономическое поведение является системой действий, связанных с получением выгоды от обращения ограниченных ресурсов Ограниченность ресурсов является причиной отклонения реального экономического процесса от идеально-типического, предполагающего соответствие количества и качества ресурсов набору потребностей индивидов. Следствием этого несовпадения является конкуренция и неопределенность ситуаций, в которых действует экономический человек. Неопределенность влечет за собой риск, место которого в структуре экономического поведения и является предметом рассмотрения в данной главе
Мы исходим из того, что экономическое поведение является разновидностью социального поведения (позиция М Вебера, среди современных отечественных исследователей разделяемая, в частности, В.В Радаепым)1. Однако данная концепция не является общепринятой. Так, Г Беккер. Р Хайлбронер и представители школы социального обмена (П Блау, Дж Хомане) являются сторонниками "экономического империализма", утверждая, что на принципах минимизации затрат при максимизации прибыли базируются все виды социального поведения-
1 Вебер М. Основные социологические понятия / Набранные произведения М . 1990. С.625-630.. Радасв В В Экономическая социология // Российский экономический журнал. N'9. С 50.
2 Беккер Г С. Экономический подход к человеческому поведению Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука 1 Теория и і THESIS. 1993. ті. вып I . Громов И А . Маиксвич А Ю. Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб. 1996. С. 196-202.
- Київ+380960830922