Ви є тут

Становление и развитие предпринимательского потенциала российских граждан

Автор: 
Сапрыкин Игорь Николаевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195476
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ...13
1.1 .Происхождение, сущность и функции предпринимательства 13
1.2.Становление предпринимательского потенциала личности.34
1.3.Развитие предпринимательского потенциала личности....57
УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В РОССИИ..................................80
2.1. Специфика процесса становления социальной группы российских предпринимателей в современных условиях............80
2.2. Социологический портрет современного российского предпринимателя...................................106
2.3. Особенности становления и развития предпринимательского потенциала российских женщин...........................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................156
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................159
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................172
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
180
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена наблюдающимся процессом перехода российского общества к качественно новой эпохе -постиндустриальному обществу, построенному на принципах рыночной экономики. Возможности дальнейшего развития экономических реформ в России связаны с решением основной задачи переходного периода -обеспечения устойчивого экономического роста. В странах с рыночным типом хозяйствования жизнедеятельность экономики во многом определяется активностью основного субъекта рыночной инфраструктуры -предпринимателя.
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательский слой является важным элементом рыночной экономики, без наличия которого государство не может развиваться стабильно. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной российской модели рыночного хозяйства. Если прежняя экономическая система в бывшем СССР делала отчётливый акцент на развитии крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение экономических структур выступает одной из важнейших составляющих процесса экономических преобразований.
В настоящее время предпринимательство вместе с развитием рыночной экономики находится в стадии становления, однако очевидно, что без наличия развитого предпринимательского слоя общества построить нормальную здоровую экономику будет невозможно. Поэтому проблема создания так называемого предпринимательского пространства, включающего в себя правовую, социальную, экономическую сферы и
18
предпринимателя к внедрению новых элементов в процесс производства и реализации продукции. Они, несомненно, были правы, полагая, что предприниматель для успеха дела должен постоянно преодолевать инерцию, в том числе собственную, связанную с его привычками и укоренившимися традициями. Но, как нам представляется, помимо инновационной, новаторской функции современный предприниматель выполняет целый ряд других функций. В этом контексте, на наш взгляд, можно согласиться с теми западными и отечественными специалистами, которые рассматривают предпринимательство в более широком аспекте.
Так, по иному рассмотрел феномен предпринимательства английский экономист Фридрих фон Хайек. По его мнению, сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [126, с.39]. Последний тезис нам представляется очень важным - в дальнейшем исследовании мы будем опираться именно на поведенческую, а не на деятельностную основу сущности предпринимательства.
На наш взгляд, к важнейшим чертам предпринимательства можно отнести:
• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства -получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.
• инновационный характер предпринимательской деятельности. В основе предпринимательского процесса лежит некая инновация, нововведение.
19
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Наиболее развернутое и приемлемое, на наш взгляд, определение предпринимательской деятельности было предложено Исследовательским центром по истории предпринимательства, созданным в Гарварде в 1940г.: «Предпринимательская деятельность может быть определена как ориентированная деятельность (включая целостную последовательность решений) индивида или группы ассоциированных индивидов, предназначенная для того, чтобы создавать, поддерживать единицу, которая стремится получить прибыль за свою продукцию или за распределение экономических благ и услуг, имеет целью или мерой успеха денежную или иную выгоду, взаимодействует с внутренней ситуацией этой единицы (или подчиняется условиям, установленным ею) и с экономическими, политическими и социальными условиями (институтами и практикой), существующими на тот или иной период, с тем, чтобы реализовалась ощутимая мера свободы решения. Рассматриваемая в общем виде, эта деятельность относится к такой категории социальных феноменов (видов поведения и деятельности), которую можно отличить от других социальных перемен» [9, с. 360].
Хотя вышеприведенное определение несколько объёмно и расплывчато, оно, тем не менее, имеет некоторые преимущества перед другими определениями предпринимательства и подходами к пониманию сущности предпринимательской деятельности. Во-первых, оно подчеркивает существенную разницу между предпринимателем и предприятием, тем самым включая в предмет рассмотрения функцию новаторства, но не ограничиваясь ею. Во-вторых, это определение указывает на то, что прибыль является «мерой успеха», но не является единственным стимулом для предпринимателя, другими мотивационными доминантами для которого выступают стремление постоянно поддерживать в порядке своё дело, стремление к общественному успеху и высокому престижу. Третьим