Ви є тут

Социально-экономические аспекты влияния автотранспортного комплекса на окружающую среду и здоровье населения

Автор: 
Бажанов Алексей Анатольевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
195303
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА I. ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ...............11
1.1. Свойства сложных систем.....................11
1.2. Системные постулаты экологии................21
1.3. Причинные связи и системное поведение.......34
1.4. Модель взаимодействий в экосфере системы «природа-человек»...............................43
ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ..........52
2.1. Условия взаимодействия автодорожного комплекса с окружающей средой...............................66
2.2. Специфика влияния автотранспорта на окружающую среду...........................................71
2.3. Социальные аспекты аварий на транспорте.....86
2.4. Оценка социального риска от воздействия объектов
автотранспортного комплекса на окружающую среду... 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................139
ЛИТЕРАТУРА.......................................141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начало второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой - обусловил увеличение масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду (ОС), приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов. Очевидная позитивность первой тенденции повлекла за собой ярко выраженные нежелательные последствия. К концу века возникла, повсеместно проявила себя и накрепко обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства — реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации.
Изучение негативных последствий развития автотранспортного комплекса (АТК) позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства. Во-первых, автотранспорт потребляет значительное количество природных материалов и сырья и, прежде всего, невозобновляемых и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых - загрязняет ОС. Действительно, каждый автомобиль является крупным потребителем природных ресурсов и биосферозагрязни-телем. К примеру, при производстве автомобиля марки ЗИЛ-130 при собственной его массе 4,3 т надо переработать 645 т природных веществ. За амортизационный срок службы этот автомобиль дает около 450 т отходов. На производство бензина, масел, автошин и других материалов, необходимых
точке бифуркации очень многое зависит, вплоть до появления и процветания нового мира частиц, веществ, организмов, социумов или, наоборот, гибели системы. Даже для решающих систем результат выбора часто непредсказуем, а сам выбор в точке бифуркации может быть обусловлен случайным импульсом.
8. Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой моделью системы. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений.
По мере возрастания сложности систем у них появляются новые эмерджентные качества. При этом сохраняются качества более простых систем. Поэтому общее разнообразие качеств системы возрастает по мере ее усложнения (рис. 1.2).
1
Рис. 1.2. Закономерности изменений свойств иерархий систем с повышением их уровня (но Флейшману, 1982):
1 - разнообразие, 2 - устойчивость, 3 - эмердженгность, 4 - сложность, 5 -неидентичность, 6 — распространенность
В порядке возрастания активности по отношению к внешним воздействиям качества системы могут быть упорядочены в следующей последовательности: 1 - устойчивость, 2 - надежность, обусловленная информированностью о среде (помехоустойчивость), 3 — управляемость, 4 - самоорганиза-
15
ция. В этом ряду каждое последующее качество имеет смысл при наличии предыдущего.
Параметры систем
1. Сложность структуры системы определяется числом п ее элементов
и числом т связей между ними. Если в какой-либо системе исследуется число частных дискретных состояний, то сложность системы С определяется логарифмом числа связей:
Системы условно классифицируются по сложности следующим образом: 1) системы, имеющие до тысячи состояний (0 < С < 3), относятся к простым; 2) системы, имеющие до миллиона состояний (3 < С < 6), являют собой сложные системы; 3) системы с числом состояний свыше миллиона (С > 6) идентифицируются как очень сложные.
Все реальные природные биосистемы очень сложны. Даже в структуре единичного вируса число биологически значимых молекулярных состояний превышает последнее значение. Кроме того, существует и другой критерий сложности, связанный с поведением системы, ее реакцией на внешнее воздействие. Если система способна к акту решения, т.е. к выбору альтернатив поведения (в том числе и с помощью случайного механизма), то такая решающая система считается сложной. Сложной будет и любая система, включающая в себя в качестве подсистемы хотя бы одну решающую систему.
2. Разнообразие состава или взаимосвязей в системе оценивается показателем Е. Симпсона:
С = 1я т.
(ы)

(1.2)
или показателем К. Шеннона
п
Яд. =Ел|8А-
(1.3)
где Д, Н5 - индексы разнообразия;
16