Ви є тут

Структура и условия функционирования эффективной системы социальной защиты населения российской Федерации в условиях социально-экономических изменений

Автор: 
Юшкова Светлана Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1997
Артикул:
1000180868
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Структура социальной защиты населения.........................10
1.1. Социально-экономическое содержание социальной защиты населения....................................................... 10
1.2. Анализ национальных систем социальной защиты населения США, Германии, Швеции.............................................54
Глава 2. Социальная защита населения Российской Федерации в условиях ♦ социальных изменений..........................................96
2.1. Состояние социальной защиты населения Российской Федерации.........................................................96
2.2. Предпосылки создания новой концепции социальной защиты населения Российской Федерации...................................130
Заключение.......................................................... 158
V
Литература............................................................167
I*
*
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
В современных условиях жизни российского общества, которые характеризуются как период социальных изменений, одной из важнейших задач является создание и развитие системы социальной защиты, соответствующей не только насущным потребностям, но и имеющей определенную перспективность. Практика показывает, что прежняя система социального обеспечения, в современных условиях, не может адекватно осуществлять свои функции в силу различных причин. Выдвижение же идеи социальной защиты не привело автоматически к созданию системы социальной защиты, которая бы адекватно удовлетворяла потребности тех категорий населения, которые нуждаются в помощи, поддержке и защите. Постоянные задержки выплат заработной платы, пособий, пенсий, отсутствие методологической базы при расчетах этих выплат приводит к тому, что население страны, в различных формах выражает свое недовольство, являющееся свидетельством социального напряжения, перерастающего в различные формы конфликтов.
Хотя идея социальной защиты существует уже несколько лет и существовало специальное Министерство, которое сделало ряд положительных шагов, однако, в балансе того, что не сделано преобладает негативная сторона. Во-первых, основной методологической предпосылкой создания сбалансированной системы социальной защиты населения является оптимизация отношений человека и социальной системы. Во-вторых, важнейшим методологическим подходом к определению социальной значимости системы социальной защиты является рассмотрение этой системы как социально-экономического процесса, который не только удовлетворяет потребности определенных категорий населения, но и создает рабочие места, поддерживает, на определенном уровне занятость,
• 16
Современная система социального обеспечения, в большинстве стран, во все большей и большей степени выполняет функцию обеспечения занятости, влияет на формирование ее структуры и используется в качестве инструмента, обеспечивающего занятость населения. Во всех национальных экономических организациях, совершенно отчетливо, заметно влияние экономических изменений структурного и конъюнктурного характера на функционирование и деятельность системы социального обеспечения и наоборот.
Методологическим основание построения системы социальной защиты населения является взаимодействие человека и социальной системы. Главным в этом взаимодействии является удовлетворение человеческих потребностей в труде - основного условия благосостояния. Поэтому организация трудовой занятости является основным условием социальной защищенности, хотя и не в одинаковой мере. Система социального обеспечения теснейшим образом связана с политикой занятости, осуществляемой в данной стране, что и находит выражение в различных современных теориях занятости. В теоретических осмыслениях отражаются основные закономерности формирования занятости - полная, неполная занятость, факторы, определяющие размеры, причины и характер
безработицы, ее роль в процессах социально-экономического роста. Показывают причины, направления и последствия структурных преобразований в экономике и в обществе в целом. На основе
теоретического осмысления занятости разрабатывается политика занятости, которая представляет собой определенный фрагмент социально-
экономической политики государства или общества. Политика занятости является, в то же время, практической деятельностью, воплощающей в своих мероприятиях социально значимые принципы и задачи.
Главной задачей политики занятости является выработка , в наиболее оптимальной форме, равновесия между занятостью и безработицей, отчего
17
зависит не только благосостояние работающих, но и безработных, а также других лиц, пользующихся выплатами из фондов социального обеспечения. Кроме того, политика занятости формирует структуру занятости населения, относительно потребностей и демографического профиля населения страны. Определяет мотивацию к труду, приспосабливает квалификацию трудовых ресурсов к труду, приспосабливает квалификацию трудовых ресурсов к потребностям рынка труда, организует, при помощи различных институтов, этот рынок. Кроме того, эта политика должна гарантировать занятость определенным группам населения: молодежи, женщинам, пенсионерам, инвалидам, единственным кормильцам семьи, гражданам демобилизованным из рядов ВС, гражданам, освобожденным из мест заключения и тем категориям граждан у которых возникают трудности, связанные с реализацией своей профессиональной активности.
Очевидно, что главным принципом социальной защиты, гарантирующим достаточный жизненный уровень населению, является полная занятость всего трудоспособного населения. Этот принцип был провозглашен в Декларации МОТ (Международной организации труда), принятой в Филадельфии в 1944 году и подтвержденной в Конвенции № 122 этой же организацией в 1964 году. Эти документы были ратифицированы самым большим числом стран мира. Далее этот принцип нашел свое развитие в «Декларации и программе действий всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития». Копенгаген. Дания. 6-12 марта 1995 года. В качестве главной цели, эти документы выдвигают обязанность осуществления активной политики занятости, направленной на поддержку свободно избранной производительной и полной занятости. При этом подчеркивается, что занятость обязательно должна быть производительной. Это значит, что занятость должна быть рациональной, приносящей максимальные социальные и экономические результаты.