Ви є тут

Социально-экономические особенности развития и возрождения предпринимательства в России

Автор: 
Медведев Юрий Германович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000316372
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................3
Глава 1. Особенности развития предпринимательства в России ..........II
1.1. Развитие отечественного предпринимательства до 1917 гола ... .12
1.2. Периоды возрождения отечественного предпринимательства после 1917 года.................................................25
1.3. Отличия дореволюционного предпринимательства от постсоветского и его принципы...................................37
Глава 2. Условия возрождения и развития предпринимательства в
Российской Федерации........................................50
2.1. Специфика развития предпринимательства в различных
типах поселений............................................ 56
2.2. Отношение возрастной структуры населения к развитию предпринимательства в стране....................................74
2.3. Опенка социально-экономических приоритетов развития возрождающегося предпринимательства в России ...................83
2.4. Отношение населения к предпринимательству в
Российской Федерации........................................96
Заключение..........................................................109
Литература..........................................................114
3
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной Экономикс породил множество различных социально-экономических проблем, с которыми пришлось столкнуться как широким массам населения, так и политическому- руководству Российской Федерации. При этом, глобальные проблемы, определяющие состояние трансформационных процессов перехода от командно-административной системы к демократической и от тотального государственного регулирования хозяйственного развития к частнопредпринимательской экономике, а также социальной политики, нередко оттесняют на задний план оценочные отношения широких масс населения к таким фундаментальным понятиям, как частная собственность, рынок и предпринимательство. В связи с этим, в работе предпринята попытка исследования социально-экономических проблем отношения населения к состоянию и перспективам возрождающегося отечественного предпринимательства, развитие которого должно гипотетически обеспечить создание цивилизованных рыночных отношений без перманентного пересмотра отношений собственности.
Актуальность исследования проблемы определяется естественными потребностями формирования позитивного социально-экономического климата в обществе при переходе его от одной модели производственных отношений, основанной на жестокой регламентации экономических процессов и контролируемом распределение производимых и перераспределяемых благ к другой, базирующейся на принципах предпринимательской активности и саморегулировании рыночных отношений.
При этом, специфика развития предпринимательской активности неизбежно вовлекает в этот процесс вес более и более широкие слои населения с одной стороны, а с другой, именно население Российской Федерации, приобретая отечественную предпринимательскую продукцию и пользуясь услуга-
11
ГЛАВА 1.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Содержание любого социально-экономического явления, в том числе и предпринимательства, проявляется через его признаки. Не останавливаясь на детальном анализе классиков экономической науки, что значительно выходило бы за предмет и цели настоящего исследования, в качестве концептуальной основы дальнейшего изложения примем классификационную тезу А.И. Агеева (4; 5), выделяющего среди ведущих признаков предпринимательства следующие: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли, капитализация доходов в условиях действия рыночных отношений, принятие рискованных решений, инициативность и творчество, направленное на преодоление внешних препятствующих развитию факторов, а также особые механизмы управления производством.
Приведённый перечень во многом отражает исконно семантическое трактование предпринимательства »русском языке, как готовность «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к решению чего-либо значительного»1. Дальнейший же логико-семантический анализ изданной в последнее время отечественной литературы по проблемам предпринимательства (2); (10); (14); (28); (37); (43); (44); (52); (56); (57); (58); (59); (60); (61); (63); (66); (70); (82); (93); (98) позволяет трактовать социально-экономический аспект предпринимательства как:
- либо экономическую категорию;
- либо способ экономического поведения и мышления;
- либо необходимое условие развития производства и общества;
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, т. 3, с. 388.
12
- либо инструмент социальных преобразований;
- либо модель хозяйствования;
- либо систему нравственно-этических ценностей;
- либо образ жизни, профессию, призвание.
Обобщая всё это многообразие смыслового трактования предпринимательства, как социально-экономического явления, а также принимая во внимание фундаментальное доказательство Й. Шумпетера (107; II), характеризующего предпринимательство как «основной феномен экономического развития«, т.е. сопутствующего развитию рыночных отношений, а не только практике хозяйствования, вполне можно согласиться с универсальным определением А.А. Галагана (25; 10), сводящегося к понятию предпринимательства, как «экономически свободной новаторской деятельности, связанной с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, имеющей целью достижение новых результатов, удовлетворение личных и общественных потребностей». Именно данная дефиниция и будет заложена во всём дальнейшем исследовании.
1.1. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ДО 1917 Г.
Исторически первым видом предпринимательства является торговое (16; 13); (20; 11), послужившее основой развития для других видов и типов предпринимательской деятельности, включая промышленную, аграрную, банковско-финансовую сферы и фундаментом формирования рыночной экономики с соответствующей ей типами социально-экономических систем (15).
Поскольку мы исходим из концептуальной предпосылки, что предпринимательство не идентифицируется с чисто хозяйственной деятельностью, а представляет собой неотъемлемый атрибут рыночного экономического раз-