Ви є тут

Предпринимательский потенциал современной городской молодежи: факторы развития : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Сабирзянова Наиля Фандиловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000332077
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.......................................................... 3
Раздел 1. Предпринимательский потенциал городской молодежи как
объект социологического исследования............................. 14
Раздел 2. Основные факторы развития предпринимательского
потенциала городской молодежи..................................... 55
Раздел З.Всдущие направления развития предпринимательского
потенциала современной городской молодежи......................... 92
Зак.мочен не..................................................... 129
Список использованной литературы................................. 137
11ри.южение 1.................................................... 159
Приюжение 2...................................................... 165
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество приходит к тому, что предпринимательство становится одним из основополагающих факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования. На современном этапе социально-экономического развития России происходит активизация предпринимательской деятельности различных групп населения. К основным принципам формирования рыночной экономики относятся устранение монополии производителей, а также увеличение числа частных товаропроизводителей, что является одним из способов самореализации личностного потенциала людей. Эти принципы являются и принципами предпринимательства. Без сильного и конкурентоспособного предпринимательства невозможно обеспечить стабильное функционирование экономики. Необходимо стимулировать и поддерживать на государственном уровне развитие предпринимательства, создавая экономические, социальные, правовые и другие условия.
Особая роль в становлении и развитии предпринимательства принадлежит молодежи. Последние годы характеризуются значительной активностью молодежи в предпринимательской деятельности. С ее предпринимательской активностью во многом связано развитие частного сектора экономики, так, около 70-80% негосударсз венных коммерческих предприятий созданы 25-30 летними1. Оказавшись в сложных условиях, молодежь быстрее адаптируется к изменяющимся условиям рыночной экономики.2
1 См.: Положение молодежи в Российской Федерации. 1995г. Государственный комитет Российской Федерации подолам молодежи.-М.. 1996.-С.58.
vM-: Морозова Г.В Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики Авторсф. дисс. ... д-ра эм.- Спб. 1995; Молодежь: ориентации и жизненные пути / М.Х.'Китма, М.ЕАшмане, А.А.Малуленис и др. - Рта: Зинагис, I9SS. Гильманов А.З., Саматов В.К. Конкурсное пособия* рябом пая сила: молодежь как источник пополнения''/ Воспроизводство кикурснтослособиоП рабочей силы: социальные потребности и экономические условия. Монографи*.-Казаиы ИСЭПН АНТ. I995.-C.I60-I74.
16
характера и направленности на протяжении нескольких столетий данного вида деятельности. Становление предпринимательства, как сложного социально-экономического явления, в течении длительного исторического развития, накопило огромное разнообразие форм и методов своей самоорганизации. Именно поэтому изучение и использование этого исторического опыта позволяют выявлять в настоящее время сущностные и специфические черты, в условиях формирования рыночных отношений, как классического, так и современного предпринимательства.
В истории социально-экономической мысли, были рассмотрены различные теории предпринимательства. Отталкиваясь от методологии Радаева В.В. выделим следующие походы:
Первый подход. Первым, кто в современном смысле употребил понятие «предприниматель», был Р.Кантильон.1 По Р.Кантильону, предприниматель- человек, действующий в условиях риска и имеющий различные источники доходов, при этом не обязательно являющийся собственником. Волее того, в качестве элементов предпринимательского потенциала Р.Кантильон выделил способность к риску, к предвидению, брать ответственность за решения в стандартных и рисковых ситуациях.
Видение предпринимателя как собственника капитала, вкладывающего этот капитал в условиях общего недостатка ресурсов для экономического роста рассмотрел в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) А.Смит. Он дал характеристику предпринимателя, несмотря на то, что предпринимательская деятельность не была предметом его научного анализа. А.Смита так же выделил в качестве элемента предпринимательского потенциала способность к риску ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли. По его мнению,
'См. Ралаев В.В Экономическая социология. Курс лекций. М.. Аспкт Пресс, 1997.-С.96-124.
4 Кантклкон Р. Опыт о природе торговли вообще. (Впервые опубликована п 1755 г)
17
«то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска».5 При этом предпринимательская прибыль , по мнению Смита, и есть компенсация собственника та риск.
У Л.Смита главным признаком предпринимателей является то, что в течение всей своей жизни они всецело заняты планами и проектами. Предприниматели отличаются большей сообразительностью и пониманием. Эти планы и проекты регулируют и направляют труд наемных работников для получения прибыли, как результата новшеств.. Способность планировать, организовать производство, а также возможность распоряжаться результатами производственной деятельности также являются элементами предпринимательского потенциала, рассмотренных и выявленных А.Смитом.
Второй подход. Предприниматель рассматривается как организатор производства, но не обязательно собственник этого производства.
Известный французский экономист Ж.Ь.Сэй сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства- земли, капитала, труда.6 Предприниматель, по мнению Ж.Б.Сэя,- это экономический агент, комбинирующий факторы производства, и передвигающий экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности, в области высокой рентабельности и производительности. Элементами предпринимательского потенциала, в данном случае, являются сбор информации, возможность самостоятельного принятия решения и организация производственною процесса.. Прибыль предпринимателя, по мнению Ж.Ь.Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовывать производство и сбыт продукции. При этом, Ж.Б.Сэй различал прибыль предпринимателя как «прибыль от промышленности» и «прибыль с капитала», тем самым отличал
■ Предпринимательство. Цит. соч -С.8