Ви є тут

Социально-экономические технологии предпринимательства в сфере услуг

Автор: 
Владимирова Ирина Федоровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272374
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
„ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ.................. 12
§ I. Концепция развития сферы услуг в условиях
перехода к рыночной экономике ............... 12
§ 2. Тенденции развития малого бизнеса в сфере
услуг в рыночной экономике................... 38
ГЛАВА П. ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ
УСЛУГ В ПЕРИОД РЕШЕМ В РОССИИ................. 63
§ I. Проблема обеспечения законодательной базы
малого предпринимательства в сфере услуг... 63
§ 2. Этика малого бизнеса в сфере услуг............ 83
§ 3. Социологические исследования малого
предпринимательства в сфере услуг.............103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 129
БИБДИОГРАФШ.............................................141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Переход к рыночной экономике охарактеризовался коренными изменениями в сфере народного хозяйства, изменением его социально-экономических приоритетов, экономических механизмов достижения целей. Ориентация на потребительский рынок привела к резкому расширению сферы услуг. Эта тенденция характерна для современной цивилизации в целом. Поэтому исследование сферы услуг имеет как теоретическое, так и практическое значение, все в большей степени привлекая к себе внимание исследователей. В настоящее время сфера услуг превращается в доминирующий сектор хозяйства.
Актуальной проблемой является осмысление мировых тенденций в секторе услуг. Качественное изменение структуры производства в экономически развитых странах привело и к изменению инфраструктуры рынка услуг. Переход к информационному обществу ознаменовался бурным развитием информационного сервиса, который, будучи компонентом многих других видов услуг, все больше проникает на потребительский рынок. Переориентация в сфере услуг порождает многие не только экономические, но и социальные, социологические, психологические проблемы, составляющие специфику информационного общества. В конечном итоге складываются новые условия воспроизводства человека как субъекта социально-экономических процессов. Это также требует исследования и повышает актуальность разработки проблемы сферы услуг.
Касаясь актуальности проблемы сферы услуг, необходимо отметить их возрастающую роль в удовлетворении материальных и духов-
- 14 -
Многие авторы подчеркивают деятельностный, процессуальный характер услуг /10,14,35,52/. Производство я потребление услуги нередко совмещены во времени, что делает невозможным накопление уодуг, их консервацию. Б связи с этим больщую роль в сфере услуг приобретает фактор времени, в течение которого происходит осуществление той или яной услуги. При планировании спроса и предложения в сфере услуг необходимо учитывать колебания спроса, которые могут происходить в течение определенного периода и быть обусловленными как характером самой услуги, так и механизмами моды, формированием социальных установок в предпочтении услуг. В связи с этим прибыль от услуг должна формироваться на основе гибкого регулирования цен, отражавших характер спроса, системы предварительных заказов и т.п. Одновременно целесообразно проводить меры и по обеспечению эластичности процесса самого предоставления услуг в виде возможности гибкого расширения, либо сужения производства, связанного с системой услуг, регуляции гибкого найма работников. Так, применительно к сфере услуг широкое распространение получили формы найма работников на сезон, либо на условиях частичной занятости, неполного рабочего дня, гибкого временного графика работы. К этому процессу привлекаются совместители, студенты, пенсионеры. В условиях Российской переходной экономики и наличия многочисленных ниш ы рыночном пространстве многие фирмы производят набор сотрудников практически без ограничения, с любым уровнем образования, независимо от меота жительства, занимаемой в настоящее время должности и т.п. Такая форма найма отражает не только характерно-
- 15 -
тики самого малого бизнеса Росоии, но и неопределенность, отсутствие точных прогнозов в определении объема услуг.
Точно такие, невозможность консервации услуг порождает необходимость их адаптации к существующим в обществе стилям потребления, вариантам образа жизни. В экономике развитых стран существует стабильная дифференциация товаров и услуг в зависимости от уровня жизни потребителей. При этом выпуск товаров относительно дешевых, низкого качества оправдывает себя тем, что ориентированы на массового потребителя и имеет гарантированную реализацию. Точно также, в зависимости от ниши в рыночном пространстве, формируется я сфера услуг, нацеленная на удовлетворение потребителей, относящихся к разливным слоям, пищим различный културный уровень, уровень дохода и т.п. Эта тенденция характерна также и для экономики Росоии. Развитие рыночных отношений требует более дифференцированного учета потребительских запросов. Проникновение на рынок новых производителей товаров и услуг обусловило их адаптацию к потребностям самых различных потребителей. Первоначально высокие цены на многие услуги снизались за счет изменения их качества, приспособленного к различным уровням потребности. Так, наряду о высококлассными мастерскими по обслуживанию дорогостоящей импортной теле- и видеоаппаратуры существует множество мастерских, зарегистрированных как малые предприятия, занимающиеся обслуживанием отечественных аппаратов; бодьяое количество ивдивидуалов-частняков выполняют работы по обслуживанию, ремонту бытовой техники, морально устаревшей, по сравнительно низким ценам,