СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................... 13
1.1. Пространственно-временная протяженность
социальных отношений........................... 15
1.2. Транспортно-инфраструктурные коммуникации как социальное явление................................. 33
Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНФОРМАЦИИ............................... 59
2.1. Институциональные элементы транспортной инфраструктуры...................................... 61
2.2. Социоструктурные аспекты транспортно-инфраструтурных коммуникаций........................................ 79
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЛАГАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЮЖНОГО РЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.................................................. 95
3.1. Развитие портового хозяйства и водных коммуникаций в Южном Федеральном Округе как материальной основы расширения социального пространства ............... 96
3.2. Развитие туризма как социального якоря и элемента активного доверия ................................. 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................... 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 133
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1................................ 148
I
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2................................ 170
2
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Транспорт всегда являлся важной сферой деятельности цивилизованного человека, а пространственная мобильность важнейшим средством развития и изменений. Привлекательность и перспективность, а также значение изучения человека через изучение социальных и физических пространств, им осваиваемых и созидаемых, а также транспортнокоммуникационной сферы в современных условиях все более возрастает. Прежде всего, это обусловлено актуализацией процессов глобализации и внутренней потребностью стран, в том числе современной России, в мобильном и высокоэффективном модернизирующем развитии.
На значение развития транспортной инфраструктуры, как одной из наиболее значимых задач, стоящих перед страной, указывал в своем ежегодном послании Президент Российской Федерации.1 В Послании выделено четыре аспекта важности развития транспортной инфраструктуры: экономический (прямо влияет на состояние дел в экономике); политический (обеспечение единства страны); социальный (самоидентификация гражданина единого и большого государства, возможность реализации этих преимуществ); геополитический (инфраструктура способна превратить географические особенности России в её конкурентное преимущество). Особый рефрен президентского послания состоит в том, что развитие транспортной инфраструктуры — это больше чем экономическая задача. Такой рефрен, прежде всего, основан на понимании социе-тальных глубин взаимосвязи развития транспорта и общества, а также многих особенностей социальных граней транспортно-инфраструктурных коммуникаций.
Выявление и анализ социологических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры, ее социально-коммуникационных граней (связей), способов существования человека (акторства) в социальном и физическом пространстве способствует развитию и пониманию современного взгляда, син-
1 ЬПр://учрЗсШа.га/4ос/2004/05/026/риПп/Рптес1
3
венная экономика Или пространственная теория, подразделяющаяся на теорию размещения (location theory) и теорию пространства рынка (theory of spatial market). Одновременно теория пространства рынка - это продолжение и дополнение теории фирмы. Методологической основой теории пространства рынка является 4 закон рыночных ареалов (зон), описывающий форму пограничной линии рынка и его размер. Сам закон в том или ином виде, впервые был сформулирован в XIX веке немецкими учеными К. Рау и К. Лаунхардгом, а затем французским экономистом Э. Шейсоном. В последнее время интерес к экономической теории пространства усиливается, как и на протяжении последних 160 лет, правда пульси-рующимся характером, что связано, видимо с изменяющимися потребностями экономики и общества.
Социологи больше озабоченные проблемами «экономического империализма», также не очень активно спешили интерпретировать и исследовать пространства.'Категория «социальное пространство» появляется в понятийно-категориальном аппарате социологии и ряда других социальных наук только в начале 1970-х годов. До сих пор отсутствует однозначность терминологического обозначения социально-пространственных характеристик. Как философско-социологическая категория социальное пространство выражает сосуществование и взаимодействие различных сторон и моментов социального бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру общественной формы движения материи. Настоятельная потребность в осмыслении оснований, условий, средств, целей и перспектив человеческой деятельности не может быть достигнуто без учета социально-пространственных измерений общественной практики. В систематически развитой теории пространство (наряду со временем) выступает в качестве исходной, фундаментальной характеристики, способствующей познанию глубинных закономерностей18.
18 См.: Пространство социальное// Российская социологическая энциклопедия. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 423.
17
Понимание социального пространства как формы общественного бытия базируется на философском понимании категории «пространство». От иных пространственных форм социальное пространство отличается возникновением и развитием всецело связанным с деятельностью социального субъекта. Обнаруженное в материальных отношениях людей и их вещественных результатах, развивающееся социально-практическое отношение субъекта к внешнему миру, как специфическая форма деятельности и есть -социальное пространство.
Из множества форм существования социальной материи, социальное пространство выступает одной из наиболее сложных и «ёмких». Различают два взаимосвязанных аналитических уровня социального пространства: внешний, эмпирически фиксируемый облик, складывающийся из набора моментов социальной действительности (условия и формы жизнедеятельности, взятые в протяженности, структуре и синхронном взаимодействии) и внутренний (отражающий связь с социальным временем).
Социологическая практика и теоретическая рефлексия на протяжении XX века обогащались теоретическими перспективами, методологическими подходами и школами. Социология обогащалась как в предметном плане, так и колонизировала и оформляла в соответствии с социологической понятий-ностью новые области социальной жизни, создавались новые теоретические перспективы, новые подходы и новые интерпретации. Концепция социального пространства - один из таких подходов и в современной социологии и обществознании есть несколько интересных и удачных попыток создания инструментария пространственно-временного институционального и социологического анализа (теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева19, модель матричного развития - «мир-экономики» Фернана Броделя20, концепция
19 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Рольф, 2001.
20 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. В 3-х т. - М.: Прогресс. 1982- 1992гг.
18
- Київ+380960830922