Ви є тут

Потенциал предпринимательской активности населения молодого города : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Нуримухаметова Наиля Назиповна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269926
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
В веление...................................................3
Раздел 1. Сущность, содержание и структура потенциала предпринимательской активности........................................... 17
Раздел 2. Потенциал трудовой активности как основа потенциала предпринимательской активности.....................................66
Раздел 3. Объективные условия и субъективные факторы формирования и развития потенциала предпринимательской активности населения молодого города......................... 103
Раздел 4. Основные направления реализации потенциала предпринимательской активности населения молодого города.................134
Заключение................................................... 158
Список использованной литературы............................. 165
Приложения
180
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего необходимостью решения важной познавательной задачи - выявления сущности, структуры, места и роли процесса формирования и реализации потенциала предпринимательской активности населения молодого города в общем потоке изменений, происходящих в нашем обществе на рубеже двух столетий. С точки зрения социологов, Россия как целостный и вместе с тем внутренне дифференцированный социальный организм переживает период глубокой трансформации, содержанием которого выступает модернизация всех сфер и сторон общественной жизни. В области экономики осуществляется переход от планово-распределительной организации производства и обмена к рыночной. В политике совершается движение от тоталитарно-унитаристских форм государственного и общественного устройства к демократически - федералистским. В собственно социальной сфере вместе с разрушением традиционно - иерархизированного типа макро- и микро уровневых взаимодействий происходит становление инновационно - партнёрских отношений. В духовной жизни общества коллективистскую систему нравственных ценностей сменяют индивидуалистские этические принципы существования.
Принято считать, что предпринимательство как сложный и по-разному определяемый социальный феномен (черта поведения, экономическая инновация, тип человеческих взаимодействий, особая разновидность социально-профессиональных групп и т.д.) играет в модер-низационном процессе заглавную роль, выступая инициатором, идеологом и движущей силой осовременивания общественных отношений. Предприниматели являются наиболее последовательными сторонниками кардинальных социальных перемен. Вместе с тем именно на них обще-
20
реализуется потенциал предпринимательской активности, позволяет получить более полное представление о содержании модернизационных перемен. Осовременивание в социальной сфере характеризуется изменением типа взаимодействий между социальными субъектами. На смену иерархической зависимости приходит равноправное партнёрство. Эти партнёрские отношения строятся на основе учёта взаимных ин тересов и рационализации повседневной жизни в условиях урбанизации. Целерациональные действия начинают играть определяющую роль, оттесняя на периферию действия ценностно-рациональные, традиционные и аффективные24. В экономической области модернизация влечет за собой ещё большую рационализацию организационно-хозяйственной деятельности. Это выражается в углублении разделения труда, усложнении производства, возникновении новых стимулов для применения технологических, технических и организационных инноваций2'.
К сказанному добавим, что в современном обществе сферой реализации потенциала предпринимательской активности становится и политика26. Рассматриваемая как специфическая форма бизнеса, она является ареной применения таких инновационных способов предпринимательства, как маркетинг27. Выделяемые в рамках теории модернизации
м См.: Urbanization and Social Change // Modernization, Urbanization and Urban Crisic. Ed. By Y. Yermani. - Boston, 1973.
-sCm.: Leky M. Modernizaton and the Structure of Societies: A Setting for international affairs. V. 1-2. Prinseton, 1966.
26См., Сильвестров С. Политика как бизнес // Российский экономический журнал. - 1995. - № 2. - С. 83 - 84.
17 См.: Шахриманьян И. Маркетинг в политике // Маркетинг. - 1993. - № 2; Политический маркетинг. Практические советы. - М., 1993; Коноплин Ю.С., Лобанов В.В. Маркетинговый анализ политического имиджа по-
21
этапы эволюции социальных систем - традиционное, индустриальное, постиндувидуальное общества - правомерно истолковывать и как ступени развития предпринимательства и предпринимательской активности. И, стало быть, следует различать активность традиционного, модернистского и постмодернистскою характера.
Трудно переоценить и значение теории социальной стратификации, связанной в первую очередь с именами О.Конта, К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.Д.Сорокина. В рамках стратификационной парадигмы отечественной социологией предложен ряд теоретических моделей и схем для изучения социальной структуры общества28. С точки зрения исследования проблем потенциала предпринимательской активности наиболее перспективной представляется модель И.М.Клямкина. Данная схема репрезентирует демографический, профессиональный и расселенчсский состав населения РФ. Она включает в себя следующие группы граждан - актуальных или потенциальных носителей активности: рабочих, колхозников, бюджетников, безработных, пенсионеров, директоров, председателей, предпринимателей, фермеров, управленцев,
литического товара. - М., 1995; Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полит. Исслсд. - 1997. - № 5. г*См.: Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества// Полит. исслед. - 1994. - № 4; Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентаций в российском обществе // Полит, исслед. - 1994. - № 6; Клямкин И.М., Ланкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией // Полит, исслед. - 1995.-№ 2; Заславская Т.П. Социальная структура современного российского общества // ОСІ I.- 1997. -2; Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Соци-ол. Исслед. - 1998. - № 10 и др.