Ви є тут

Социально-экономический анализ становления и развития малого предпринимательства в России

Автор: 
Шевчук Виктория Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000296832
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Г ЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 10
1.1. Анализ теоретических воззрений на предпринимательство. 10
1.2. Сущность малого предпринимательства и основные условия его развития. 17
1.3. Этнокультурные основы развития малого
предпринимательства. 29
1.4. Малый бизнес и личностные аспекты субъектов предпринимательской деятельности. 39
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. 55
2.1. Особенности развития российского малого предпринимательства. 55
2.2. Организационно-правовые формы малого
предпринимательства в России. 63
2.3. Динамика развития, место и роль малого предпринимательства в России. 87
2.4. Социально-экономические технологии
государственной помощи развитию малого
предпринимательства. 103
2.5. Местные структуры поддержки малого предпринимательства. 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 145
*
3
*
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Малое
предпринимательство в России в настоящий период представляет собой развивающийся сектор народного хозяйства. Его динамика за
последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового
этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий.
Необходимость государственного регулирования малого предпринимательства является общепризнанной. Однако, в процессе реформирования общества в условиях экономики России рыночные ^ рычаги из способа наиболее полного удовлетворения материальных и
творческих потребностей человека превращаются в свою противоположность, в орудие сдерживания частной инициативы. Старые же методы ведения хозяйства в новых условиях (постановка целей, жесткое распределение финансовых потоков, тотальный контроль за исполнением, иерархическое наделение правами и обязанностями и т.д.) не способствуют созданию благоприятного предпринимательского климата и пространства, базирующихся на предпринимательской свободе творчества, готовности к разумному риску, самостоятельном выборе альтернативы, информированности, ^ предпринимательской культуре и т.д.
Другой важной сдерживающей причиной развития малого предпринимательства является отсутствие научно обоснованной концепции. Теоретически осмыслив природу малого предпринимательства, достоверно определив его социальные, экономические и психологические параметры, их роль в социально-политической и экономической самоорганизации общества, можно
*
первенство в конкуренции и больший доход. Понимание всех элементов формулы неопределенности (знания, возможности, рынок, конкуренция) позволяет интерпретировать предпринимательство как поиск и исследование новых возможностей, характеристик рыночного неведения, а не просто как какой-либо определенный род конкретной деятельности.
На наш взгляд, следует согласиться, что проблема предпринимателя находится “на крайнем психологическом фланге экономических проблем и поэтому в наименьшей степени поддается формализации в рамках неоклассического подхода” (2, с. 146). Более всесторонне исследовать данные аспекты экономической жизни общества оказалось возможным в рамках институциональноэволюционной теории, которая многое позаимствовала из методологии и методик биологии, кибернетики, теории систем и других наук. Категориальная близость эволюционной экономической теории к эволюционной биологии проявилась в симбиозной терминологической конструкции “биономика" (153).
Американский ученый Т. Веблин стал основоположником институционально-эволюционного подхода к исследованию экономических проблем и ввел понятие институтов как устойчивых привычек мышления, присущих большой общности людей и происходящих из инстинктов, традиций, обычаев, социальных норм (154). За последнее время институционально-эволюционная трактовка проблем экономики стала влиятельным научным направлением социально-экономической мысли. В настоящее время этот методолого-концептуапьный подход активно развивается в России и на постсоветском пространстве (74, 75). Предпринимательство в этой связи выступает не просто как один из способов, посредников соединения труда и капитала, а в качестве ключевого фактора
экономического прогресса и главного источника обеспечения занятости населения.
Институционально-эволюционная теория большое значение придает инновационным аспектам предпринимательства. Его рассматривают как творческую экономическую деятельность, связанную с риском создания новых рыночных комбинаций и направленную на прибыльное удовлетворение потребительского спроса.
Сущность предпринимательства проявляется в умении оценить потенциальную прибыльность дела в сочетании со способностью наиболее выгодно распределить ресурсы. Оно не сводится только к бизнесу, в основе которого лежит деятельность, приносящая прибыль при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, а имеет много общего с творчеством, которое предполагает наличие способности интегрировать дискретные элементы знаний в новые комбинации, ранее неизвестные.
Таким образом, предпринимательство относится к новаторской экономической деятельности, проявляющейся в комбинировании производственных факторов, в то время как творческий аспект (поиск путей, ведущих к лучшему удовлетворению потребностей) выступает истинной движущей силой его действий. Осуществив свои деловые новации, предприниматель только тогда обращает внимание на конкуренцию с альтернативами, получившими широкое распространение на рынке.
Экономическая свобода хозяйствующего субъекта ограничена множеством обстоятельств и складывается как результат взаимодействия внешней среды и субъекта, но автономия принятия решений — ключевое и непременное условие предпринимательства,