2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Теории мотивации работников и факторы их развития.........10
1.1. Мотивация как экономический процесс согласования
целей работодателя и работника...........................10
1.2. Анализ мотивационных моделей и факторов..................25
1.3. Взаимосвязь стимулирования и мотивации.
Совершенствование стимулирования и развитие мотивации .... 44
Ф Глава 2. Анализ действующей системы мотивации на предприятиях
реального сектора экономики Санкт-Петербурга...............60
2.1. Анализ персонала исследуемых предприятий.................60
2.2. Сравнительный анализ применяемых систем мотивации........72
2.3. Определение взаимосвязи между мотивами и поведением наемных работников............................................80
Глава 3. Разработка компенсационного пакета как инструмента
повышения уровня мотивации работников......................109
3.1. Характеристика компенсационного пакета предприятия 109
3.2. Структура компенсационного пакета.......................117
3.3. Методика определения состава и размера компенсационного пакета......................................120
Заключение........................................................133
Приложения........................................................137
Литература...................................................... 162
3
ВВЕДЕНИЕ
Преобразования, происходящие в экономике России, направлены на реализацию важнейших задач: обеспечение высокой степени эффективности, повышение конкурентоспособности хозяйственных субъектов на национальном и мировом рынках, интеграция в мировую хозяйственную систему. Это требует изменения принципов и механизмов функционирования всех субъектов национального хозяйства, прежде всего - на уровне предприятия.
Одним из наиболее важных механизмов является совершенствование ф мотивации работников всех уровней, т.к. именно они, в конечном счете,
создают товары и услуги. В процессе поиска становится ясна необходимость изучения и использования различных видов и инструментов воздействия на мотивацию. Важность мотивации прослеживается при различных системах ведения хозяйства, но на первый план она выходит в условиях рыночной экономики. В условиях рынка роль механизма и инструментов мотивации возрастает, т.к. именно эти инструменты оказывают все более ощутимое воздействие на изменение форм и методов внутриорганизационного поведения предприятия и эффективности его работы.
^ Однако, несмотря на важность этого вопроса, существуют серьезные
проблемы, связанные с развитием мотивации. В частности, в настоящее время происходит кризис мотивации под влиянием различных макроэкономических и микроэкономических факторов. Используемые в отечественной системе хозяйства системы и инструменты мотивации не дают должной отдачи. Анализ показывает, что в настоящее время проблема мотивации остается одной из самых актуальных и, к сожалению, самых неразрешенных в практическом плане. Недооценка руководителями предприятий проблем человеческого фактора вообще и проблем мотивации персонала - в частности - подчеркивается рядом ученых.
»
16
• Соотношение неосмысленных и осмысленных механизмов формирования мотиваций.
Физиологическая школа представлена ранними работами таких ученых, как:
- Гален (Galen), Чарльз Белл (Charles Bell), Франк Магенд (Francois Magendie), которые сформировали стимуляционно-реактивный подход к мотивациям;
- Луиджи Гальвани (Luigi Galvani), Эмиль Дю Бойс-Рэймонд (Emil Du Bois-Reymond), Георг Мюллер (Georg Muller), Германн вон Гельмгольц (Hermann von Helmholtz), которые исследовали роль нервной системы в мотивации поведения;
- Франц Гэлл (Franz Gall) - исследовал роль мозга в мотивации поведения.
К философской школе относятся работы таких ученых, как:
- Аристотель - концепция детерминизма;
- Рэне Декарт (Rene Descartes)- концепция умственно-телесного дуализма;
- Джон Локи (John Locke) - концепция внешней стимуляции мотиваций;
- Иван Павлов - концепция ассоциативного механизма мотиваций.
Работы основоположников физиологической и философской школ вызвали эволюционную смену различных концепций психологической теории мотиваций. Например, в конце XIX века Уильям Джеймс (William James) и Уильям МакДоугалл (William McDougall) усилили внимание к инстинктивной компоненте человеческого поведения и в некоторой степени принизили значение умственной (ментальной) концепции человеческой воли. Напротив, Джон Уатсон (John Watson) отверг концепции инстинкта и воли, но поднял важность обучения для формирования поведения. Эти авторы стали основоположниками R-S (рсактивно-стимуляционной) школы психологии, или бихевиоризма, явившейся базой для возникновения школ "человеческих отношений" и "организационного поведения" в менеджменте.
17
Роберт Вудворт (Robert Woodworth) и Кларк Халл (Clark Hull) связали возникновение мотивации с изменениями внутренних потребностей тела. Бихевиоризм оставался доминирующей концепцией теории мотиваций до конца 1960-х. Однако, уже в 1920-30 гг. были слышны голоса Эдварда Толмана (Edward Tolman) и Вольфганга Кехлера (Wolfgang Kohler), которые заметили влияние ожиданий относительно будущего на формирование мотиваций. Они провозгласили целевую направленность мотиваций, которые для человека базируются на умственной деятельности. Так появилось когнитивное направление в теории мотиваций, которое оказалось полезным для разработки концепций "поведения, направленного на успех" (achievement behavior); "диссонансной мотивации" и "само-актуализации"7.
Дальнейшее развитие теории мотиваций происходило в рамках трех основных областей: (1) биологической, (2) бихевиористической и (3) когнитивной.
1. Биологическая область представлена тремя подходами:
1.1. Мотивация как генетически передаваемое свойство.
В рамках генетической концепции своей практической направленностью выделяется работа Иренауса Эйбл-Эйбесфельдта (Irenaus Eibl-Eibesfcldt), который обобщил результаты исследований в области поведения животных нобелевских лауреатов 1973 г. Карла вон Фрисча (Karl von Frisch), Конрада Лоренца (Konrad Lorenz) и Николааса Тинберга (Nikolaas Tinbergen). Свои исследования схем поведения человека в процессе их исторической эволюции он применил для объяснения некоторых особенностей поведения человека как его врожденных свойств.
1.2. Мотивация как возбуждение.
7 Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. - СПб.: РХГИ, 1998. С.45-49.
- Київ+380960830922