Ви є тут

Социологические проблемы репродуктивного поведения

Автор: 
Андрющенко Ярослав Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195396
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования рождаемости.............................................. 16
1.1 Проблемы развития научного знания о факторах репродуктивного поведения........................................................ 16
1.2 Проблемы социолого-демографического изучения репродуктивного поведения...................................................... 42
Глава 2. Система оснований репродуктивного поведения.................. 69
2.1 Объективные и субъективные основания репродуктивного поведения как система............................................ 69
2.2 Потребность в детях в системе оснований репродуктивного поведения........................................................ 86
Заключение........................................................... 111
Библиография..........................................................117
Приложения........................................................... 129
Введение
Актуальность исследования проблем репродуктивного поведения объясняется системным кризисом воспроизводства населения страны, результатом которого является его депопуляция. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, с неизбежностью предполагает решение научных проблем, связанных с исследованием закономерностей репродуктивного поведения, и объективно нуждается в научно-теоретическом обосновании путей и методов управления процессом воспроизводства населения для скорейшего преодоления негативных тенденций демографического развития России.
Большинство демографических прогнозов опирается на экстраполяцию существующих тенденций, осуществляя механический перенос наличного демографического бытия на демографическую ситуацию будущего. Недоучёт социологических факторов в составлении прогнозов, в частности - реальной динамики репродуктивного поведения населения, приводит к постоянному пересмотру прогнозируемых тенденций отечественными и зарубежными экспертами, многие из которых основываются на постоянном ожидании увеличения коэффициентов рождаемости в будущем и на вере в то, что рождаемость рано или поздно «урегулирует» себя сама. Между тем, прогноз тенденций рождаемости невозможен без знания того, как формируется потребность в детях и детерминируется репродуктивное поведение.
Одной из целей демографической политики в области стимулирования рождаемости является увеличение потребности населения в детях, т.е. повышение значимости детей среди других жизненных ценностей семьи, личности. Сегодня с этой мыслью согласны, пожалуй, большинство учёных, по мнению которых исследование репродуктивного поведения необходимо начинать с анализа системы потребностей. Очевидным становится и то, что процессом формирования потребностей необ-
Исследование теоретических вопросов и анализ эмпирических данных, связанных с изучением репродуктивного поведения, привели к следующим результатам, содержащим, по мнению автора, элементы научной новизны:
1) разработаны теоретические положения концепции системы оснований репродуктивного поведения, позволяющей объяснить взаимосвязь между потребностью в детях и условиями её реализации;
2) введена дефиниция «основание репродуктивного поведения» как элемента репродуктивного сознания, обусловленного взаимодействием объективного и субъективного на уровне репродуктивных норм и репродуктивной установки;
3) выявлена зависимость потребности в детях от социальных условий её реализации, в частности от семейного положения респондента и числа детей в его семье: наибольшая потребность в детях у респондентов, состоящих в зарегистрированном браке, наименьшая - у тех, кто в браке не состоял; брачность в целом положительно влияет на репродуктивные ориентации опрошенных. В свою очередь, в двухдетиых семьях желание иметь третьего ребёнка, т.е. троих и более детей в семье, выражено сильнее, чем в однодетных семьях и у респондентов, не имеющих детей. Установлена зависимость оценки индивидом материальных условий своей жизни от имеющейся потребности в детях: чем больше потребность в детях, тем ниже оценка душевого дохода семьи и, напротив, выше оценка своих жилищных условий;
4) установлено, что показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей выражают когнитивный компонент репродуктивной установки индивида. Уточнено понятие репродуктивной установки, которое было привнесено из общей теории базовой науки (психология поведения) в частную теорию отраслевой (социология рождаемости) без каких-либо изменений. Репродуктивная установка - это готовность индивида к рождению ребёнка, положительно обусловленная потребностью в детях
и отрицательно - материальными условиями её реализации. Таким образом, показатели мнений на когнитивном уровне имманентно содержат противоречие между взаимодействующими сторонами репродуктивной установки, в то время как показателем, наилучшим образом её демонстрирующим, является фактическое число детей в семье, которое выступает как разрешение указанного противоречия либо в пользу рождения ребёнка, либо отказа от его рождения;
5) охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к изучению репродуктивного поведения - экономический и социально - психологический, отражающие сложившуюся дифференциацию научного познания рождаемости; в рамках экономического подхода к изучению рождаемости потребность в детях выглядит как сознательно управляемая прежде всего самим человеком, что подчёркивает её суть как сознательной, рациональной потребности; социальнопсихологическому подходу, напротив, свойственна определённая психологизация понятия потребности в детях, которая приводит к тому, что процесс воспроизводства населения начинает рассматриваться как стихийный.
Основными научными результатами, которые получены лично автором и выносятся на защиту, являются:
1) рассмотрение проблемы детерминации репродуктивного поведения не на противопоставлении потребности в детях условиям её реализации, как это имеет место в современной научной литературе, а на их взаимосвязи;
2) теоретическое обоснование взаимосвязи потребности в детях с условиями её реализации на основе представления о системе оснований репродуктивного поведения;
3) разработанная дефиниция «основание репродуктивного поведения» как элемента репродуктивного сознания, обусловленного взаимо-