Ви є тут

Социально-экономические последствия либерального реформирования на Кубани (1990 - 2001 гг. )

Автор: 
Трошенок Станислав Валентинович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272255
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
I лава 1. Теоретическое исследование социального и экономического реформирования в России в 90-е годы XX века 14
1. 1. Оценки процесса либерального реформирования в России
в научной литературе 14
1.2. Дифференциация подходов ученых к анализу российских
реформ 90-х годов 14
Глава 2. Стратификация социально-экономической
жизни на Кубани как следствие реформ 38
2.1. Трансформация экономических основ
народнохозяйственного комплекса края 38
2.2. Трудовые ресурсы Краснодарского края и некоторые
тенденции занятости и безработицы 56
2.3. Уровень жизни населения края 69 Глава 3. Демографическая ситуация в Краснодарском крае
за период 1990 - 2001 годы 75
3.1. Динамика естественного движения населения края 75
3.2. Миграционная ситуация в крае 88 Глава 4. Население Кубани о результатах реформ (по данным
социологических исследований) 107
4.1. Стратификация мнений респондентов как отражение
социальной стратификации 107
4.2. Восприятие жителями Кубани социально-экономических
изменений 108
4.3. Общественное мнение о межнациональных отношениях 124
Заключение 145
Библиографический С1 шеок использованной литературы 155
Приложения 171
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Прямым следствием либеральных экономических реформ, проводившихся в России на протяжении 90-х гг. XX века, явилось резкое усиление социальной и материальной дифференциации, появление новых социальных групп и слоев. В обществе возродились такие социальные группы, как предприниматели, банкиры, рантье, безработные. Население страны расслоилось на бедных и богатых, между которыми образовалась глубокая пропасть. Новые формы собственности привели к росту безработицы, формированию нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ. Возрожденный рынок не явился панацеей, не смог обеспечить стабильное развитие отечественной экономики. Более того, стремительное разрушение прежней плановой системы привело к обвальному падению отечественного производства.
Через всю работу автором проводится мысль, что любые реформы, следствием которых является деградация человека, ухудшение его социального самочувствия, снижение уровня его жизни, - либо в принципе реакционны, либо нуждаются в кардинальной корректировке.
Если общероссийская ситуация периода реформ уже стала предметом серьезного научного осмысления, то работ, посвященных анализу социально-экономического, демографического развития на региональном уровне крайне мало. Между тем рассмотрение ситуации в целом на Северном Кавказе и, в частности, в русских регионах Кавказа (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), имеет для федерального центра и для всей страны особо важное значение. Ведь их совокупная территория - это 68,5% всей территории Северного Кавказа, а проживающие здесь более 12 млн. человек составляют 68,4% его населения. От стабильности в русских регионах во многом зависит и стабильность на всем Кавказе.
20
новленис народного хозяйства, который должен был завершиться в 1995 г.; 3-й - экономический подъем. Намечались мероприятия на разных направлениях макроэкономической политики, которые могли бы давать желаемые результаты не только в условиях сложившихся рыночных отношений и институтов рыночной экономики, но также, и в условиях отношений и институтов, которые еще должны были сформироваться. Программа реформ выдвигала задачи создания макроэкономических предпосылок рыночной экономики. Такими предпосылками, по мнению авторов Программы, должны быть либерализация, (ликвидация контроля со стороны государства за иенами, распределением ресурсов, предпринимательской деятельностью) и финансовая стабилизация.
Первый - "гайдаровский" - этап реформ подразумевал вхождение России в общемировое русло экономическою развития. При этом в качестве главной цели декларировалось установление более высокого уровня жизни для основных масс людей, встретивших перестройку и реформы весьма позитивно и даже с энтузиазмом. Этому способствовали и определенные социальные ожидания, имевшиеся в массовом сознании российского общества. Осуществляться первый этап должен был посредством решения трех задач: реформирования собственности через разгосударствление и создание частного сектора; замены административно-командной системы управления рыночной, экономической; преодоления отчуждения трудящихся от общественного труда через формирование у них "чувства хозяина" [127, С. 15-22].
Так, Гайдар твердо высказывал уверенность в том, что главной задачей является "борьба за цивилизованный капитализм в России", и именно с ее решением связаны практически все остальные проблемы. По его мнению, "если... условия стабильности частной собственности (в том числе денежной) соблюдены хотя бы в минимальной степени, то капитал, подчиняясь закону сообщающихся сосудов, устремится в точки наиболее эффективного приложения", а обеспеченный таким образом экономический подъем приведет и к изменению социальной структуры и к решению проблемы бедности, и к реинтеграции рес-
21
иублик бывшего СССР "на интересе работающего рубля" [23, С.47-75] и к восстановлению престижа России на мировой арене. Еще дальше пошел А. Улюка-ев [191 j в своих рассуждениях о взаимосвязи демократии и экономического роста, якобы "настолько универсальной, что можно провести аналогию с периодической системой элементов Менделеева". Исходя из того, что одно, как правило, сопутствует другому, он делает вывод, что социальная реформа в России, сокращая государственные расходы и обеспечивая экономический рост, будет способствовать "превращению российской демократии из имитационной в реальную". Таким образом, по его утверждению, либеральная экономическая политика в силу некой объективной закономерности ведет к упрочению демократического режима.
Отмеченные выше особенности понимания либерализма в России обусловлены, по-видимому, как логикой преобразований институтов "реального социализма", придающей определяющее значение экономическим реформам, так и влиянием определенных западный теорий, представлявшихся наиболее эффективными в конце 80 - начале 90-х гг., а также синдромом "инверсионного мышления", вполне объя с н и м ы м при реализации "антикоммунистического проекта".
Начавшаяся в 1992 г. программа приватизации, была рассчитана на два этапа: ira первом этапе планировалось создание в России широкого слоя частных собственников, благодаря "чековой приватизации", на втором - создание "эффективных собственников" и привлечение частных инвестиций в отечественную промышленность за счет продажи государственного имущества через "демеж11 ые аукционы ".
Позднее Гайдар неоднократно заявлял о правильности выбранного курса. Но его мнению, в наших условиях невозможно было начинать реформы со стабилизации экономики административно-принудительными мерами, ибо слабое государство было объективной реальностью, которая должна приниматься в расчет при выборе экономико-политической стратегии. Напротив, последовав-