Ви є тут

Предприниматель как объект социально-экономического исследования

Автор: 
Вавилов Олег Олегович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
195305
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию малого
предпринимательства в условиях трансформации российского общества 11
1.1. Малое предпринимательство как социальный институт:
основные понятия и определения 1 1
1.2. Становление малого предпринимательства в России:
исторический анализ 33
1.3. Современное состояние малого предпринимательства 43
Глава 2. Проблемы и особенности становления института малого
предпринимательства в г. Москве 59
2.1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства
в г. Москве 59
2.2. Социальный портрет представителей малого
предпринимательства 71
2.3. Социально-экономические факторы повышения
активности предпринимательской деятельности 92
Глава 3. Совершенствование системы государственной и муниципальной
поддержки малого предпринимательства в г. Москве 103
3.1. Концептуальные основы обеспечения государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в
г. Москве 103
3.2. Поиск путей адаптации зарубежного опыта государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в
России (по результатам опроса экспертов) 120
3.3. Разработка региональной программы развития малого
предпринимательства 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
ПРИЛОЖЕНИЯ
178
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследованш!
Проблема развития предпринимательства является одной из наиболее активно обсуждаемых в современной научной литературе. Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях российской рыночной экономики нс удовлетворена общественная потребность в глубоком практическом и теоретическом познании сущности, роли, конкретных функций личностных качеств предпринимателя. Это необходимо для функционирования социально-ориентированной рыночной системы, важным элементом которых являются, как показывает практика развитых рыночных стран, человеческий фактор, личность предпринимателя.
Российская экономическая и социальная науки нуждаются в теоретическом осмыслении сущности предпринимательства и личностного потенциала предпринимателя.
Исторически начальным фактором генезиса и развития рыночной экономики являлись предпринимательство, а также субъекты малого предпринимательства. Современные российские предприниматели, используя практику предпринимательства развитых стран; и традиции российского предпринимательства, определяют стратегию становления рыночной системы и развития новых производственных отношений в России. За прошедшие десять лег малое предпринимательство в России постоянно сталкивается со множеством трудностей, мешающих полноценному развитию этого сектора экономики, что становится одним из факторов, препятствующих рыночным преобразованиям общества.
Актуальность темы диссертации выражается в том, что для дальнейшего развития России необходимо создание экономических, политических, социальных, правовых условий предпринимательства. Российская экономическая и социально-философская науки нуждаются в теоретическом осмыслении сущности предпринимательства и личностного потенциала предпринимателя.
17
фон Мангольдт одним из первых указал на наличие рискового начала в характере предпринимателя, обосновывая различие «производства на заказ» и «производства на рынок», последнему из которых присущи риск и неопределенность. В дополнение трудам фон Мангольдта основоположник «чикагской» школы Ф. Найт рассматривал роль неопределенности в предпринимательской деятельности и ее воздействия на личность.
Обращаясь к современной науке, можно констатировать множественный характер подходов к определению понятия «предпринимательство». С нормативно-правовой точки зрения, согласно Гражданскому кодексу РФ (ч. I ст. 2), под «предпринимательством» следует понимать, «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. В свою очередь, предпринимателем признается лицо, занимающееся не запрещенной законом хозяйственной деятельностью (производством, продажей товаров, оказанием услуг, выполнением работ) с целыо извлечения прибыли».
Очевидно, формальное определение не отражает междисциплинарный характер рассматриваемого феномена, поскольку он является объектом научных исследований различных ученых - экономистов, социологов, психологов, правоведов, философов.
Множественность прослеживается и в рамках одного направления. Так, например, А. Т. Цорисва определяет предпринимательство как особый вид человеческой деятельности, отличающейся творческим, инновационным характером и ориентированной на получение прибыли, заключающейся в рискованном создании новых предприятий и управлении ими, обеспечивающей занятость, социальную мобильность, благосостояние общества11. В противоположность ей A.B. Бусыгин под
11 Цорисва А. Т. Становление и развитие малого предпринимательства в республике Северная Осстия-Алания (социологический анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 2006. - С. 25.
18
предпринимательством понимает искусство деловой активности и мыслительный процесс; умение организовать собственный бизнес и успешно осуществлять функции, связанные с ним12.
Б свою очередь Р.Л. Дафт сводит трактовку рассматриваемого объекта к «...процессу создания коммерческой организации»ь. По нашему мнению нельзя ограничивать предпринимательство лишь созданием хозяйствующего субъекта. Его дальнейшая деятельность в большей степени интересна с точки зрения научной проблематики.
Полагаем, что во многом универсальное определение предпринимательства представлено в работе Л. Абалкина, который рассматривает его как особый вид деятельности, имеющей ряд отличительных признаков: свобода в выборе направлений и методов работы, самостоятельность в принятии решений; ответственность за принимаемые решения и их последствия, связанный с этим риск; ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли14. Аналогичной точки зрения придерживается В.А. Шевчук15. По мнению автора, такой подход к определению предпринимательства правомерен и с точки зрения социологии. Из него следует, что индивид, осознанно выбирающий направление своей деятельности, рассматривается как член общества, перед которым он несет социальную ответственность. При этом он стремится к реализации собственных потребностей высшего порядка, а также к удовлетворению этих потребностей остальных членов общества, то есть к углублению процесса собственной социализации.
Высказанная автором мысль подтверждается словами А.Е. Куделина о том, что «предпринимательство - эго осуществление присущей Человечеству сущностной функции неформализуемого исторического творчества через
12 Бусыгин A.B. Предпринимательство: Учебник. - М.: Дело, 2001. - С. 13.
13 Дафт Р. Л. Менеджмент. - СПб., 2000. - С. 806.
14 Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве - М.: изд-во «Прогрссс»-Академия, 1994. - С. 117.
15 Шевчук В.А. Социально-экономический анализ становления и развития малого предпринимательства в России. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. - М.: 2000. - С. 16-17 (154с.).