СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО 24 ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2. ТОРГОВАЯ ЗОНА В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: 77 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 175
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рыночные преобразования последних десятилетий, первоначально ориентированные на слом так называемой командно-административной системы управления и в целом всей общественной системы, повлекли глубинные институциональные трансформации. Результатом этих многослойных изменений выступает возникновение и формирование нового общественного пространства, которое характеризуется принципиальной неоднозначностью и требует, прежде всего, теоретического осмысления для понимания новой реальности, без чего, как понятно, и общественные практики современного российского общества не могут быть интерпретированы однозначно. Не случайно писал П. Флоренский: «Проблема пространства залегает в средоточии миропонимания во всех возникавших системах мысли и предопределяет сложение всей системы. С известными ограничениями и разъяснениями можно было бы даже признать пространство за собственный и первичный предмет философии, в отношении к которому все прочие философские темы приходится оценивать как производные. И чем плотнее сработана та или другая система мысли, тем определеннее становится в качестве ее ядра своеобразное истолкование пространства. Повторяем: миропонимание -пространствопонимание»1
Города, выступая формами территориально организованного социального пространства, являются исторически сложившимися центрами инноваций, в которых сосредоточен основной производственный, интеллектуальный, финансовый потенциал современного общества. Сегодня в России городские поселения характеризуются наличием широкого спектра
1 Цит. по: Генисаретский О.И. Свящ. Павел Флоренский. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 9.
3
практик. Теоретические разработки Т. Заславской способствовали изучению возможностей использования категории «социальный механизм» для исследования проблем экономического развития города в современных условиях.
Эмпирической основой исследования послужили результаты авторских социологических исследований. 1. «ТЦ Вернадский» (г. Москва, 2004 г.) - исследование торговой зоны «методами аудита объектов коммерческой недвижимости, расположенной в торговой зоне объекта». Анализ документов текущего архива ТЦ. 2. «Реальные и потенциальные покупатели торгового центра» (Москва, 2004 г.). Общий размер выборки -402 человека. Опрос проводился в форме формализованных интервью на выходах со станции метро «Проспект Вернадского» и близлежащих остановках общественного транспорта. Выборка квотировалась по полу и возрасту, месту жительства и месту работы. 3. Авторское исследование «София. Социальные настроения горожан» проводилось в г. Пушкино методом глубинного интервью жителями улиц Радищева и Красной Звезды, представителями местной администрации и строительных организаций -застройщиков данных кварталов (21 интервью). 3. «Дифференциация социального пространства в регионе» (Саратов, 2004 г.). Опрос проводился методом формализованного интервью. Объем бесповторной, вероятностной, трехступенчатой квотной выборки составил 88 человек, отобранных по возрасту, полу, району проживания. Кроме того, использовался вторичный сравнительный анализ публикаций в периодических изданиях СМИ, интернет-ресурсах, посвященных исследуемой проблематике.
Научная новизна исследования. В рамках выполненного исследования в качестве новых результатов, определяющих вклад диссертанта в разработку проблемы, можно выделить следующие:
19
1. Предложена оригинальная трактовка социального пространства современного российского города как продукта особенной социальноисторической динамики и фактора рыночной трансформации.
2. Выявлены особенности функционирования социально-экономического механизма развития города с позиций социально-пространственных структур как среды взаимодействия социальных акторов, институтов и структур.
3. Рассмотрен феномен торговой зоны, как элемент механизма трансформации социального пространства современного российского города, даны его основные характеристики.
4. Предложена авторская классификация торговых центров как новой формы организации и функционирования торговых зон.
5. Выявлены проблемные поля переконфигурации социального пространства российского города в современных условиях.
6. На авторском эмпирическом материале эксплицированы особенности социально-экономического взаимодействия реальных и потенциальных субъектов торговых зон городского пространства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявленная полиморфность социального пространства современных российских городов связана с наложением новых систем социальных взаимодействий, возникающих по поводу смены социально-статусных позиций акторов в рыночных условиях и сложившихся социокультурных, исторических принципов территориального расселения, особенностей трансформации социальной структуры в процессе реформирования российского общества, обвального разрушения старых и формирования новых институциональных структур, изменением индивидуальных мотиваций и предпочтений населения.
2. Особенностью процесса функционирования социального механизма развития города является взаимодействие пространственных, институциональных и личностных структур в воспроизводстве социальных
- Київ+380960830922