Ви є тут

Рейдерство как социально-экономический феномен

Автор: 
Скиданова Лилия Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298266
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Веление стр.3-19
Глава 1. Слияния и поглощения и рейдерство: общие ресурсы социально-экономического пространства
§1. Слияния и поглощения как пространство возникновения рейдерства стр.20-44
§2.Возникновение рейдерства в России стр. 45-70
§3. Рейдерство как тип социально-экономического поведения стр. 71-85
Глава 2. Рейдерство как способ перераспределения прав собственности
§1. Социокульту рные и экономические составляющие рейдерства стр. 86-100
§2.Силовое предпринимательство и рейдерство: мотивационная составляющая и динамика развития стр. 101-123
$3. Антирейдерсгво и формирование новой ментальности на пути к рыночным отношениям стр. 124-146
Заключение стр. 147-150
Синеок литературы стр. 151-156
Приложение стр. 157-158
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования определяется сложностью социально-экономических проблем российского общества, вызванных коренными преобразованиями страны, начавшимися в период приватизации и продолжающимися до сих пор. Реформы, проводимые в России после распада Советского Союза, основной целью которых являлось формирование рыночных отношений и института частной собственности, повлекли за собой совсем не те результаты, которые ожидались: Смена нормативного порядка, вызванная ослаблением государственной доминанты и переходом к рыночной экономике западного образца, привела к аномии общества, которая, наряду с провозглашением частной и приватизацией государственной собственности, привела к зарождению нового типа предпринимателей, сформировавших впоследствии не только определенный тип социально-экономического поведения, но и менталитет бизнес-сообщества и деловую этику страны в целом. Определенная часть предпринимателей, участвовавших в непосредственном переделе государственной собственности, сформировала в дальнейшем новый вид предпринимательства — рейдерство и новый тип предпринимателей — рейдеров.
Эволюционировав из силового предпринимательства, рейдерство сегодня превратилось не только в модель социально-экономического поведения и в способ незаконного перераспределения собственности, но и в вид преступления «повышенной общественной опасности», затрагивающий интересы значительного числа людей работающих на предприятиях, ставших целью захвата.
Перед отечественными компаниями в России как никогда остро встала проблема преодоления кризисных ситуаций, поиска конкретных и эффективных мер борьбы с рейдерством.
связанных с проблемой рейдерства, а также форумы, с которых были взяты высказывания рейдеров. Всего было проанализировано 5 исследований, посвященных рейдерству, отношению общества к бизнесу, коррупции (проведенных ВЦИОМ, аналитическим центром Ю. Левады, центром политических технологий И. Бунина, Институтом анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ), более 200 интернет-источников.
Кроме того, эмпирическую базу диссертации составили материалы конференций, информационные и статистические данные, опубликованные в статьях, монографиях, проанализированные и обобщенные в работе.
Теоретические основы исследования базируются на работах современных зарубежных и отечественных авторов в области анализа экономического поведения (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Н.Д. Кондратьев, Т. Парсонс, В.И. Верховин, В.В. Радаев), теории прав собственности (О.Э. Бессонова, Л.С. Васильев, P.M. Нуреев, С.Г. Кирдина, Ю.В. Латов), неформальной экономики, социологии и экономики преступлений и наказаний (Э. де Сото, Волков В.В., Барсукова С.Ю)
Научная новизна состоит в том. что рейдерство рассматривается с социологических позиций и научно обосновывается как определенный тип экономического поведения, обусловленный рядом социокультурных факторов. В соответствии с этим настоящая работа содержит следующие элементы новизны:
- выявлены особенности недружественных поглощений в России в сравнении с моделями, сложившимися в мировой практике.
Так, сравнительный анализ недружественных поглощений в западных странах и в России, выявляет коренное отличие, заключающееся в том, что враждебные поглощения в России лишь формально могут быть названы рыночным механизмом перераспределения контроля над компаниями. При этом формальные признаки (приобретение контрольного пакета акций) часто сохраняются, однако фактически рынок ценных бумаг в сделку не вовлечен
14
(публичного тендерного предложения российская компания-покупатель не делает).
Вместо тендерного предложения, как необходимого условия любого поглощения в мировой практике, российская компания-покупатель использует различные противоправные действия, целью которых является не законное приобретение компании-цели, а ее незаконный отъем- рейдерство рассмотрено как тип социально-экономического поведения;
- показана специфика государственного рейдерства через призму института власти-собственности.
Так, в рамках концепции институциональных матриц, предложенной С.Г. Кирдииой, Россия, характеризующаяся как страна с Х-матрицей, обладает институтом верховной условной собственности, фиксирующим право центральной власти в отношении объектов собственности, находящихся во владении и пользовании основных социальных субъектов. Верховная власть определяет условия, выполнение которых обязательно для тех, кому собственность передаётся во владение и пользование.
Автор вводит понятие квазичастной собственности, т.е. такой формы индивидуальной собственности, которая не защищена от возможности экспроприации государством. Взрыв квазичастной собственности приходится на периоды либеральных реформ, когда домината государства ослабевает. При этом после взрыва наступает период, когда положение государства вновь становится доминирующим, а количество квазичастной собственности уменьшается.
В рамках данной концепции нами сделан вывод о том, что переходный период, ознаменовавшийся попытками перехода к рыночным отношениям и частной собственности, сформировал лишь квазичасгную собственность, которая может быть экспроприирована государством в любой момент. При этом болезненность явления частной собственности заключается в том, что обывателями (предпринимателями и т.д.) собственность воспринимается как истинно частная, в то время как она является лишь квазичастной. Отсюда и
15