Ви є тут

Формирование и реализация информационных потребностей субъектов хозяйствования в новых экономических условиях

Автор: 
Джанелидзе Михаил Георгиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1997
Артикул:
1000183389
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение......................................................3
Глава 1. Экономическая природа информационных потребностей субъектов хозяйствования.
1.1. Сущность информационных потребностей субъектов хозяйствования................................................................14
1.2. Удовлетворение информационных потребностей субъектов хозяйствования как основа эффективности их деятельности в условиях переходной экономики.....................................................................34
1.3. Принципы формирования и реализации информационных потребностей субъектов хозяйствования....................................................53
Глава 2. Структура и содержание информационных потребностей субъектов хозяйствования.
2.1. Методы выявления информационных потребностей субъектов хозяйствования...........................70
2.2. Предпосылки формирования информационных ресурсов удовлетворения потребностей субъектов хозяйствования.................................................................87
Глава 3. Организационно-экономический механизм удовлетворения информационных потребностей субъектов хозяйствования.
3.1. Роль информационной инфраструктуры в удовлетворении информационных потребностей
субъектов хозяйствования...................................113
3.2. Организационный механизм информационной инфраструктуры хозяйственной деятельности..................142
Заключение.......................................................163
Список литературы................................................170
Приложение................................ 1??
- 3 -
Введение
Актуальность темы. . Преобразования всех сфер общественной жизни нашей страны, осуществляемые в настоящее время, предъявили новые требования к оценке состояния, уровня развития, эффективности информационного обеспечения хозяйственной деятельности.
Два взаимодействующих ряда событий сделали актуальной эту проблему: социально-экономические изменения в России и процесс информатизации общества. Наиболее крупным изменением в сфере эмо-номики стало появление субъектов хозяйствования - полноправных участников экономической деятельности, имеющих возможность предпринимательства и несущих полную экономическую ответственность в условиях рыночной экономики. Их появление стало центральным звеном изменения всей экономической системы, а взаимодействие субъектов хозяйствования стало системообразующим фактором экономической среды, вызывая развитие посреднических структур.
Новые, более широкие возможности действия динамизировали информационные потребности субъектов хозяйствования, а сегментация рынка дифференцировала их. Изменение информационных потребностей субъектов хозяйствования потребовало реорганизации информационной инфраструктуры. Формирование информационной инфраструктуры хозяйственной и предпринимательской деятельности проходит в сложных условиях, определяющихся:
а) системным социально-экономическим кризисом;
б) неоправданным уходом государства из сферы управления государственной собственности и отсутствием ясной стратегии экономических реформ;
в) разрушением сложившихся структур управления и хозяйственных связей;
г) изменением среды экономической деятельности, в том числе радикальным преобразованием финансовой и юридической сфер;
д) сменой самих субъектов хозяйствования и изменением целевых установок и характера из деятельности;
е)необходимостью обеспечения экономической безопасности го-
- 18 -
складывается из имеющейся в обществе информации, ее организации (информационной инфраструктуры) и механизмов ее обращения. Ключевым пунктом взаимодействия человека с информационной средой являются информационные потребности - именно они стимулируют его обращение к инфосреде и освоение им новых информационных технологий. Эти потребности приводят к формированию информационной среды общества путем развития информационной инфраструктуры.
Для понимания сущности информационных потребностей полезно рассмотрение категории потребности в рамках психологического подхода. В психологии потребность рассматривается как внутреннее требование организма к жизненно необходимым условиям среды [^Д; некоторое негативное состояние . Отмечается, что исследование человеческой деятельности как собственно предметной возможно при условии, что мы научимся понимать и отличать это предметное (как оно есть) от того, что мы о нем думаем [#). Это положение говорит о важности изучения специфики деятельности для понимания информационных потребностей, которые она вызывает.
Одной из специфических черт информационных потребностей является их связь с деятельностью, выполняемой на уровне решения задачи или проблемы. Решая задачу, субъект в принципе в состоянии обойтись наличными средствами (знаниями, опытом, информацией). Решая проблему, он испытывает недостаток наличных средств и оказывается в ситуации, когда содержание информационных потребностей не адекватно наличному объему знаний, что, собственно, их и порождает.
К общим свойствам информационных потребностей можно отнести коммуникативность, многопредметность, динамизм, познавательный характер, способность изменять деятельность субъекта.
Как и любая человеческая деятельность, деятельность субъектов управления протекает под воздействием целого комплекса внешних и внутренних побудителей (мотивов). Эта ситуация понимается как "мотивационное противоречие", "движущая сила поведения" 00.
Сила мотива связывается также с внешними потребностями через отношение с внутренними, личностными побуждениями индивида. При этом мотив выполняет роль побудительного момента, некоторого
субъективного образа цели, которую необходимо достичь. В ряде случаев мотив прямо отождествляется с предметом потребности.
Обычно мотив однозначно определяется как побуждение поведения и деятельности. Мотивы поведения и деятельности возникают при отражении потребностей - их осознании. Мотив информационной деятельности, выполняя побудительную функцию, обусловливается как объективными условиями и закономерностями развития информационной среды (и информационных систем), так и субъективными представлениями человека о возможностях среды и данной системы.
Ряд исследователей приходит к выводу, что "длительное общение с информационной системой научило потребителей не требовать от нес больше, чем она располагает" (У). Эта привычка является стойким фактором, который влияет на любой контакт потребителя с информационной системой.
Информационные потребности вытекают непосредственно на профессиональной деятельности и обусловлены ее спецификой. Так же взаимосвязаны мотивы профессиональной деятельности и информационные мотивы. Поэтому информационный мотив может быть определен как разновидность мотива профессиональной деятельности, побудительная функция которого направляет процессы удовлетворения отдельных информационных потребностей или их системы.
В информатике отчетливо просматриваются попытки рассмотрения информационных потребностей в соотнесении с информационными интересами. Так, информационный интерес рассматривается как отражение объективной информационной потребности в сознании Щ. Этого же подхода придерживаются и другие исследователи {#]. В ряде случаев интерес определяется как потребность, прошедшая стадию мотивации, сознательное стремление к удовлетворению потребности. Таким образом, информационный интерес может быть рассмотрен как избирательная направленность потребности на свой предмет (при осознании субъектом мотива деятельности). Информационные потребности, интересы. мотивы прямо соотносятся с целями деятельности. Причиной зарождения информационных потребностей является профессиональная деятельность.
Рассмотрение содержания конкретной деятельности, интересов,