Ви є тут

Социально-экономические противоречия партнерских отношений менеджмента и наемного труда в ФРГ

Автор: 
Калашникова Анна Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
128
Артикул:
195292
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................3
Глава 1. Социально-экономические факторы функционирования менеджмента частных предприятий в условиях социально-ориентированной рыночной экономики ФРГ..............................................................................11
1.1.Основные функции и мотивация менеджмента частных предприятий...............................................................11
1.2. Особенности и противоречия институтов социального партнерства в системе корпоративного управления крупными предприятиями..........................20
1.3. Специфика социального партнерства в системе управления малым и средним бизнесом..................................................................33
Глава 2. Социально-экономические факторы функционирования наемного труда в условиях социально-ориентированной экономики ФРГ.................................48
2.1. Принципы социальной защиты занятости В. Ойкена как основа германской модели социально-ориентированной экономики................................48
2.2. Особенности и противоречия германской модели социально-экономической защиты наемного труда.....................................................56
2.3.Контрактная система социальною партнерства наемных работников и работодателей.............................................................66
Глава 3. Проблемы и противоречия партнерских отношений менеджмента и наемного труда на современном этапе.......................................................78
3.1. Нормативная модель социального партнерства менеджмента и наемного груда Л..................................................................Эрхарда. ..........................................................................78
3.2. Причины неэффективности германской модели социального партнерства на современном этапе.........................................................90
Заключение.................................................................... 112
Библиография
Приложение...
115
123
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании.
Для развития в российском обществе институциональной базы социального партнерства большое значение имеет изучение опыта становления и реализации партнерских отношений в развитых западных странах. Анализ этого оиьгт как в теоретическом, так и в практическом аспекте является одной из приоритетных задач отечественной социологии и других общественных наук.
В западных странах накоплен уникальный опыт реализации различных форм социального партнерства, в рамках которых такие институты рыночной экономики, как фирма, корпорация, менеджмент, контракт, занятость и т.п. приобретают новые социальные качества. Суть этих качеств заключается в том, что в рыночные институты законодательно встроены различные социальные амортизаторы, которые должны приводить к равновесию (консенсусу) интересы различных субъектов рынка, в том числе, менеджмент частных предприятий и наемных работников.
В этом отношении следует особо выделить опыт ФРГ, где действующая система', социального партнерства менеджмента и наемного труда, во-первых, является результатом последовательной социально-ориентированной политики государства, во-вторых, отражает общие тенденции своего развития, характерные не только для Германии, но и для стран, вступивших на путь рыночной трансформации. В-третьих, позволяет судить о тех проблемах и противоречиях, которые типичны для форм социальною партнерства в развитых странах на современном этапе.
Научный анализ реальной практики социального партнерства в Германии может служить теоретической основой для разработки критериев оценки эффективности институтов социального партнерства, формирующихся в рамках переходных социально-экономических систем, в том числе России, что, несомненно, определяет актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Социальное партнерство (социальное сотрудничество) и отдельные аспекты и формы его проявления являются объектом многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых. Отметим работы авторов, которые интерпретируют проблему целостности социальных систем в рамках таких категорий, как «социальное сотрудничество», «согласие», «солидарность», «социальная интеграция», «социальное
11
Глава 1. Социально-экономические факторы функционирования менеджмента частных предприятий в условиях социально-ориентированной рыночной экономики ФРГ
1.1. Основные функции и мотивация менеджмента частных предприятий
Функции, определяющие специализацию и отличительные особенности
менеджмента12, обусловливаются множеством факторов, которые накладывают свой отпечаток на действие тех, кто управляет персоналом частных предприятий в условиях рыночной экономики. Эти функции различаются по сложности, способам, методам и условиям реализации. Среди них следует выделить главную функцию, которая характеризует деятельность менеджмента частного предприятия.
11
Данная функция есть отражение производственной функции фирмы , действующей в условиях рыночной экономики. Она объективно обязывает менеджмент использовать такие методы управления персоналом, которые обеспечивают (должны обеспечивать) превышение доходов над издержками, то есть прибыльность предприятия. И это есть основная задача любого частного предприятия, независимо от отрасли, специализации, размеров, места и времени его локализации и т.п.
Максимизация производственной функции (цели) фирмы (предприятия) определяет деятельность менеджеров, призванных обеспечить в процессе управления персоналом положительную разность между доходами II издержками. Это базовое условие реализации множества других частных целей, которые менеджмент коммерческих предприятий ставит перед персоналом различного уровня. Эти частные цели должны интегрироваться высшим менеджментом таким образом, чтобы результат, достигнутый организацией в целом за планируемый промежуток времени, позитивно суммировал то множество результатов, которые были достигнуты на разных уровнях управленческой и производственной иерархии.14
Интерпретацию объективных условий, связанных с максимизацией производственной функции предприятий в условиях рынка сформулировал Л. Мизсс.15 В
12 Речь идет в данном случае о менеджменте частных коммерческих предприятий (фирм, корпораций, партнерств, товариществ и т.п.), ориентированных на максимизацию своей производственной функции в условиях рынка, т.с. на получение прибыли. !
13 Производственная функция выражает зависимость между выпуском продукции и используемыми для этого затратами. Предприниматели производят блага не для личною потребления. Продав товар на рынке, они получают доход, на который приобретают нужные им продукты и услуги (в том числе, наемной рабочей силы), т. с. выступают как потребители. Предпринимательская деятельность имеет смысл, если стоимость произведенных благ выше стоимости исходных продуктов (факторов) производства. Цель предпринимателя состоит в максимизации этой разности. См.: Введение в рыночную экономику/Под рсд.Л.Я. Лившица, И.И. Никулиной. М., 1994. С.215-216. См. также: Лопатников Л. Экономико-математический словарь. М., 1996. С.427-430.
14 См.: Кунц Г., С. О'Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1. М., 1981. С. 193-222.
15 См.: Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000.
12
рамках своей концепции он выдвинул ряд принципов, которые определяют особый, рыночный статус частных предприятий и менеджмента, который ими управляет. Этот рыночный статус является следствием объективных особенностей рыночной экономики, в рамках которой все субъекты приобретают ряд свойств, обязывающих их действовать в соответствии с законами рыночной среды, то есть максимизировать свои действия с целью получения выгоды (прибыли, пользы, вознаграждения).
«Предпринимательские прибыли и убытки - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Рыночная экономика без них существовать не может. Это объясняется тем, что в подверженном изменениям реальном мире постоянно возникает разница между суммой цен факторов производства и ценами производимых изделий. Именно эта разница создает денежную прибыль и денежный убыток..., предприниматель всегда имеет дело с неопределенными обстоятельствами будущего. Его успех или его провал всегда зависит от точности предвосхищения неопределенных событий. Единственным источником, из которого возникает предпринимательская прибыль, является способность предпринимателя лучше, чем другие, прогнозировать будущий спрос потребителей».16
Стремление к прибыли не является единственным условием функционирования предпринимателя. Действуя в рамках рыночной экономики, он может преуспеть только путем наилучшего обслуживания погреби гелей. Это объясняется тем фатом, что мотив максимизации прибыли это ни что иное, как мотив окупаемости производимого предпринимателем товара. В то же время окупаемость товара - это свидетельство того, что потребители платят за товар столько, сколько требуется для покрытия издержек его
*.
производства. Поэтому в условиях рыночной экономики бессмысленно противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые они предъявляют спрос в первую очередь. Мотив прибыли - это как раз тот фактор, который заставляет предпринимателей наиболее эффективным образом обеспечивать производство тех товаров, которые хотят использовать потребители.17
Л. Мизес интерпретировал содержание категории предприниматель в двух значениях. В первом случае термин^ «предприниматель» трактуется им следующим образом. Это человек, который действует в системе рыночной неопределенности, опираясь в своих предположениях о будущем на свои расчеты, связанные с максимизацией выгоды. В этом контексте всех экономических субъектов (предпринимателей, собственников капитала, наемных работников), прогнозирующих
16 Мизсс Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000. С. 274,281.
17 См.: Мизес. Л. Бюрократия. Челябинск. 2006. С.33-34.