СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Предпринимательство как социально-экономический феномен § 2. Сущность, структура и функции культуры предпринимательства в обществах с переходной экономикой Глава П. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕЗИСА И РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА § 1. Религия и предпринимательство § 2. Роль традиций в формировании
национальных моделей предпринимательства Глава Ш. ИНСТИТУЦИОННЬШ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ § 1. Роль государства в формировании среды цивилизованного предпринимательства § 2. Политика и предпринимательство в переходном обществе § 3. Роль образования в повышении
эффективности предпринимательской деятельности § 4. Субъект культуры предпринимательства в официальной и теневой экономике Глава IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ § 1. Мотивация предпринимательской деятельности § 2. Тенденции формирования культуры личности отечественного предпринимателя § 3. Риск как основная ценность
предпринимательской культуры
Стр.
4-16
17-63
17-36
37-63
64-112
64-82
83-112
113-211
113-139
140-169
170-188
189-211
212-267
212-227
228-246
247-267
3
Глава V. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТСОВДАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ § 1. Ценностные ориентации отечественных предпринимателей § 2. Социальная ответственность субъектов в переходном обществе ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ
268-311
268-285
286-311
312-319
320-342
343-352
34
С другой стороны, признавая, что сущность предпринимательства заключается в получении сверхприбыли, которая создается путем инновационного, рискованного способа деятельности, не следует упускать из виду, что необходимо учитывать и меру проявления вышеназванных качеств субъекта. Продукт предпринимательской деятельности как мы уже отмечали - сверхприбыль - кроме экономического содержания имеет и личностно -духовную сторону. Здесь осуществляется реализация нравственных и деловых качеств субъекта предпринимательства, реализация его жизненной позиции. Если мера проявлений этих качеств не соблюдена, если сверхприбыль получена в результате криминальной или аморальной деятельности, то здесь можно говорить о бизнесе, но не о предпринимательстве.
Таким образом^«предпринимательство» можно определить, как такую систему хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель, как движущая сила и посредник, который, ориентируясь на общественные нужды, рационально соединяет ресурсы, организует и управляет процессом воспроизводства на основе инноваций, хозяйственного риска, экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода (см.ирил. 1.1.1.).
И наконец, структурный подход к предпринимательству рассматривает место предпринимателя в структуре общественных отношений. Здесь анализируются конкретные группы предпринимателей по отношению к собственности, размерам и типам предприятий, способам получения прибыли и использования наемного труда. Наиболее полно эти вопросы ^разработаны в работах Т.И.Заславской, Р.В.Рывкиной, А.И.Чириковой (см.:78,79,194,195,257). Данный подход мы также будем применять при анализе феномена предпринимательства.
Представляется необходимым, в целях комплексного анализа предпринимательства как социальной группы, выделение, кроме его основной, экономической функции, также социальной и политической.
35
Исследование сущностного содержания этих функций предпринимательства будет осуществлено в последующих главах (гл. Ш-2, У-2).
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единство в определении понятий “предприниматель” и “предпринимательство”. Существует множество подходов к определению этого явления, основными из которых являются экономический, социокультурный, функциональноролевой, структурный. Целостный анализ данного, исключительно сложного явления, возможен лишь в комплексе различных подходов.
2. Субъектно-объектный подход, по мнению автора, позволяет уточнить содержание понятия “предпринимательство” применительно к современному переходному обществу. Рассматривая процесс предпринимательской деятельности как реализацию особых черт субъекта, предлагается учитывать меру проявления этих качеств. Если мера проявления этих качеств не соблюдена, если сверхприбыль получена в результате криминальной или другой аморальной деятельности, то здесь можно говорить о бизнесе, но не о предпринимательстве.
3. Сущность предпринимателя как субъекта воспроизводства, заключается в том, что он обладает способностью по-особому соединять редкие ресурсы, организовывать процесс производства на инициативной, инновационной, рискованной основе при собственной экономической ответственности с целью получения дополнительного дохода.
4.Способность предпринимателя, по-особому соединять различные факторы воспроизводства на инновационной, рисковой основе зависит от его личностных качеств. К таким субстанциональным качествам предпринимателя следует отнести прежде всего: умение принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно неопределенных ситуациях, способность оперативно вырабатывать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с
- Київ+380960830922