Ви є тут

Городские семейные стратегии в неформальной экономике: труд на даче

Автор: 
Чеховских Ирина Александровна
Тип роботи: 
труд на даче
Рік: 
2000
Артикул:
1000312144
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Городские семейные стратегии в неформальной экономике:
труд на даче.
Содержание:
Введение.......................................................4
Глава I. Место и роль домашнего хозяйства в неформальной
экономике.....................................................11
§1. Семейные стратегии и неформальная экономика.............11
1.1. Домашнее хозяйство как социально-экономическое явление. 11
1.2.Экономические и социологические подходы к анализу
неформальной экономики ...............................26
§2. Дача как уникальный социально-экономический феномен
российских семейных стратегий............................36
Глава 2. Методологические особенности исследования экономической
деятельности на даче....................................52
§1. Обоснование «качественных» методов, применяемых в работе.
...............................................................52
§2. Методы исследования социально-экономического поведения в советской и постсоветской неформальной экономике, применяемые в данной работе (на примере дачного труда).... 59
2.1. Глубинное интервьюирование...........................59
2.1.1. Теоретические и методологические основания интервьюирования..........................................59
2.1.2. Стратегия подбора респондентов (информантов) для
3
нарративного интервью................................... 63
2.1.3. Стратегия проведения биографического нарративного интервью....................................................65
2.1.4. Анализ текстов нарративных интервью..................68
2.2. Участвующее наблюдение.................................70
Глава 3. Трансформации дачного бытия в России..................81
3.1. Классическая дача — загородная резиденция для отдыха обеспеченных горожан....................................82
3.2. Огород — загородная земля для подпитки «низких»
сословий.................................................84
3.3. Развитие «дачного дела» после революции 1917 года......87
3.4. Новые тенденции в развитии отношения к даче,
привнесённые Великой Отечественной войной и послевоенным восстановлением..........................................92
3.5. Развитие садоводств в 60-е - 80-е годы...............98
3.6. Современная дача — продукт экономических кризисов.
........................................................104
3.7. Практические выводы и рекомендации....................108
Заключение.....................................................112
Библиография...................................................118
11
Глава /. Место и роль домашнего хозяйства в неформальной экономике.
§1. Семейные стратегии и неформальная экономика.
1.1. Домашнее хозяйство как социально-экономическое явление.
Неформальная экономика и семейные стратегии привлекают самое пристальное внимание исследователей разных стран, как развитых, так и развивающихся. Хотя термины домохозяйство и семья иногда используются как взаимозаменяемые понятия, они не являются синонимами. Домохозяйство — это базовая единица совместного проживания, а семья — набор нормативных родственных связей. [23,
С.321] Тем не менее, семейные стратегии обычно рассматриваются в контексте домохозяйств. Именно так и мы предлагаем понимать их. Рассмотрим основные теоретические подходы к проблемам домохозяйства в экономике и социологии. Современные экономические теории изучают следующие аспекты домохозяйства:
• собственно понимание домохозяйства и его общественного значения такими теориями;
• критическая оценка этих теоретических подходов с позиции их соответствия действительности;
• необходимость развития системной теории домохозяйства, в основу которой должен быть положен междисциплинарный подход, что требует интеграции экономики, социологии, демографии, психологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к домохозяйству, [см. 1, 19]
Все до сих пор развивавшиеся теории домохозяйства могут быть разделены натри категории:
1. теории неоклассической экономической школы;
2. теории организации (организационно-производственные теории);
3. марксистские теории.
12
Все эти теоретические направления рассматривают семейные домохозяйства, полностью или частично ориентирующиеся в своей жизнедеятельности на рыночную экономику (марксистские теории особым образом рассматривают домохозяйство в сфере влияния капиталистической экономической системы).
Для неоклассических концепций исходным является индивидуум (или домохозяйство) как единица принятия решения и его реализация в различных видах деятельности.
Неоклассическая микроэкономическая теория с конца XIX столетия в качестве основных выделяет два экономических субъекта: предприятие и домохозяйство. Экономическая цель предприятия направлена на производство товаров, её цель — максимизация прибыли. Экономическая деятельность домохозяйств представляется ориентированной исключительно на потребление, её целью является максимальное удовлетворение потребностей членов домохозяйства, т.с. максимизация полезности. Между предприятиями и домохозяйствами осуществляется непрерывная связь: предприятия производят потребительские товары и представляют их в распоряжение домохозяйств, которые предъявляют на них спрос и, в свою очередь, производят рабочую силу, па которую предъявляют спрос предприятия. Кроме того, домохозяйства совершают накопления, которые в виде инвестиций используются предприятиями. Рынки груда, капитала и потребительских товаров координируются функциями спроса и предложения. Субъекты не идентифицируют ни других представителей своей стороны, ни контрагентов, а ориентируются на реализацию собственных функциональных целей (максимизации прибыли для одних и полезности - для других) и обменивают стандартные товары по равновесным ценам, которые устанавливаются в результате совершенной конкуренции.