Ви є тут

Особенности формирования и развития малого и среднего предпринимательства в трансграничных регионах России : на примере Приморского края

Автор: 
Денисов Владимир Венгерьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277564
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Становление и развитие малого и среднего
предпринимательства в России______________________________
§ 1. Институционализация малого и среднего предпринимательства
в российской экономике________________________________________
§ 2. Предпринимательство как социальная группа и её место в
социальной структуре российского общества_____________________
Глава 2. Становление и развитие малого и среднего
предпринимательства на трансграничных территориях_________
§ 1. Особенности формирования и развития малого и среднего
предпринимательства на примере Приморского края___________________
§ 2. Малое и среднее предпринимательство и реализация
стратегии России в АТР____________________________________________
Глава 3. Современное состояние малого и среднего
предпринимательства в Приморском крае_____________________
§ 1. Оценка состояния малого и среднего предпринимательства в Приморском крае (на материалах конкретного социологического исследования)______________________________________________________________
§ 2. Основные направления оптимального развития малого
и среднего предпринимательства____________________________________
Заключение Список сокращений
Список использованных источников и литературы Приложения
Введение
Структурная перестройка российской экономики повлекла за собой серьезные изменения, которые затронули все сферы жизни общества. Произошел переход от командно-административной экономической системы к рыночным формам хозяйствования, породившим совершенно новые для российского общества политические, экономические, демографические и иные социальные институты, структуры, группы, процессы. Важными элементами нового типа рыночных экономических отношений стало развитие малых и средних предприятий. Возникает необходимость глубокого теоретического осмысления и исследование современной практики предпринимательской деятельности.
Переход к рыночной экономике, развитие малого и среднего предпринимательства как основного экономического субъекта оказался вязан с серьезными трудностями политического, правового, финансового и организационного плана. Показательно, что неоднократные попытки государства сделать малый и средний бизнес в России опорой социально-экономического развития до сегодняшнего времени нельзя назвать удачными. В процессе этого развития возникает ряд проблем системного характера.
Во-первых, недостаточно разработаны условия для развития малого и среднего предпринимательства для регионов с особыми экономическими условиями. Во-вторых, требует дополнительного изучения состояние институционализации предпринимательства в современной России и на трансграничных территориях. В-третьих, каковы особенности формирования предпринимательства на различных территориях. В-четвертых, каково место предпринимателей в социальной структуре современного российского общества. Полностью ли сформирована система механизмов и инструментов для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, и какие факторы препятствуют развитию предпринимательства.
Изучение формирования и развития российского малого и среднего
тивности малого предпринимательства - ведь предприятиями этого сектора используется немногим более 3% основных фондов промышленности [19].
Для возникновения института предпринимательства недостаточно присутствия только предпринимательской деятельности, которую можно было наблюдать и в СССР в рамках теневых неформальных экономических практик. Для этого необходимы соответствующие условия внутренней и внешней среды, востребованность в данном виде деятельности, наличие соответствующих организационных структур и правовое оформление. В этом случае мы признаем, что предпринимательства, как социального института в социалистической форме хозяйствования, не было, а его становление началось только с конца 1980-х годов.
Институциональное развитие предпринимательства началось с кооперативов, появившихся в конце 1980-х годов, которые фактически ознаменовали разрешение частной собственности и найма рабочей силы частными лицами. Первым законом, положившим начало развитию предпринимательства, стал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, который легализовал частную собственность и возможность предпринимательской деятельности граждан, определил многообразие правовых форм предприятий [213. С. 56]. Еще до принятия этого закона, осенью 1990 г. распоряжением Совета министров СССР было введено понятие “малое предприятие” (МП). За основу был взят критерий размера численности персонала организации. К категории малых могли быть отнесены предприятия любой формы собственности, признанной к тому времени законной, если среднесписочная численность занятых не превышала 15 человек (в розничной торговле) и 200 человек (в промышленности и строительстве). Согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 18.07.91 № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, такие же критерии стали действовать и в России [22. С. 3].
В 1992 г. была принята Правительственная программа разгосударствления предприятий, которая была рассчитана на 1992-1993 гг. Создание частной собственности в ходе данной реформы предполагалось путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Проведение приватизации началось с издания 29 декабря 1991 г. “Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году”, в соответствии с которыми определялись не только нормативы и процедура приватизации, но и общие суммы доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992-1994 гг. 4 сентября 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации негосударственных форм собственности”, дополнившее Основные положения и определившее порядок организации предприятий новых форм собственности [24].
Начиная с 1991 г. на волне программы разгосударствления сектор малого предпринимательства стал активно формироваться посредством приватизации государственных предприятий (или их подразделений), а также путем создания новых частных структур (“с нуля” или путем реорганизации из негосударственных форм). В итоге с момента создания малые предприятия сразу же подразделились на две условных группы: “новые” и “старые”, которые до середины 1990-х гг. различались по возможностям доступа к ресурсам и отстаивания своих интересов перед органами власти, а также по экономическому поведению, по наличию социальных и экономических сетей. Новый бизнес ярко демонстрировал способность к освоению рыночных стандартов поведения и, соответственно, к развитию. Малые предприятия, вышедшие из госсектора, оказались во многом отягощены стереотипами управления и традициями, были привязаны к профилю деятельности, сложившимся хозяйственным связям, трудовым коллективам, поэтому в большей мере ориентировались на выживание. Конечно, подобные различия бы-