СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
1. Теоретико-методологические основы исследования непрерывного образования как фактора качества трудовой жизни молодежи
1.1. Качество трудовой жизни как объект и предмет исследования социологической науки..............................;.....19
1.2. Непрерывное образование в системе факторов качества трудовой жизни молодежи...........................................51
2. Непрерывное образование в системе социально-экономических интересов молодежи
2.1. Молодежь как субъект непрерывного образования.............76
2.2. Механизм влияния непрерывного образования на качество трудовой жизни молодежи..................................96
3. Социальная обусловленность развития системы непрерывного образования в современных условиях
3.1. Культурно-профессиональная динамика как социальная детерминанта развития непрерывного образования..........115
3.2. Основные направления совершенствования влияния непрерывного образования на качество трудовой жизни молодежи.........137
Заключение..........................................................168
Список использованной литературы....................................178
Приложения
2
ВВЕДЕНИЕ
Новые экономические условия, развитие современной экономики, науки и информационных технологий, влияла на стабильность рабочей силы, предъявляя высокие требования качеству трудовой жизни молодежи: к рабочим, специалистам, руководителям. В современных условиях на рынке труда молодежь считается наиболее уязвимой социальной категорией населения, так как работодатели отдают предпочтение высококвалифицированным работникам, обладающим способностью принимать необходимые решения, быстро реагировать на изменения в социально-экономической среде.
Чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в любых социально-экономических условиях, испытывать удовлетворение различными сторонами своей жизни, требуется постоянное систематическое повышение образования. Непрерывное образование позволяет расширить интеллектуальные способности и возможности людей, воздействует на их жизненные позиции, формирует потребность в творчестве, способствует профессиональному росту, изменению жизни в лучшую сторону.
От уровня образования населения зависит решение проблем качества во всех сферах жизни общества. Это в большей степени относится к молодому поколению, ибо перспектива развития общества в значительной степени связана с молодежью.
Выявление тенденций развития молодежи в сфере труда, разработка долгосрочной государственной политики, адекватной современным экономическим условиям, направленной на повышение качества трудовой жизни молодежи, - важная теоретическая задача, требующая находить подходы к осмыслению связей непрерывного образования с качеством трудовой жизни в условиях рыночных отношений. Реальная проблема, встающая перед исследователем - это не просто констатация актуальности исследования качества трудовой жизни, это выявление наиболее
3
В. Иноземцев определяет понятие «труд» как деятельность, выполняемую из-за материальной необходимости.1 Такое определение полностью не раскрывает понятие «труд».
К. Маркс понимает труд как общественный процесс, в котором происходит становление человека. Особо акцентирует внимание на том, что труд как общественный процесс нужно понимать в двух смыслах. Во-первых, это совместная деятельность индивидов, на базе которой происходит вначале естественное, а затем общественное разделение деятельности. Второй смысл нужно воспринимать как унаследование индивидами методов, приемов, навыков, накопленных предыдущими поколениями.2 К.Маркс отмечал, что процесс труда - это связь с окружающей средой, возможность регулировать и контролировать обмен веществ между собой и природой.3 Философы процесс «труда» понимают как средство удовлетворения потребностей человека, в результате чего возникают определенные отношения между человеком, его деятельностью и объектом (предметом) этой деятельности.4 Труд выступает как посредствующее звено между человеком и объектом его деятельности, между потребностями и их удовлетворением.
Труд - это необходимое условие жизнедеятельности людей. Это деятельность людей, в процессе которой люди не только обеспечивают свое существование, воздействуя на окружающую природную среду, но и развиваются, приобретая навыки, раскрывая свои способности, пополняя и обогащая запас знаний, изменяя все параметры, влияющие на людей, в лучшую сторону, стремясь формировать при этом качественную сторону трудовой жизни. Н.М. Зарубина отмечает, что, труд можно рассматривать как достоинство человека, как средство совершенствования человека, как
1 Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной информации /В.Л. Иноземцев. М.:
Таурас,1995.С.15.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.42.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т23.С.189.
4 Гегель Г.В. Работы разных лет/Г.В. Гегель. Т.2. М.: Мысль, 1971. С.7. ТА. С.306-307.
20
способ самовыражения и самореализации личности.1 Табакаев Ю.В. считает необходимым рассмотреть труд как общественную деятельность не только с точки зрения совместной, коллективной работы, но в большей степени как накопление знаний, умений, навыков передающихся от поколения к поколению, в результате чего отдельный индивид вынужден быть творцом для общества после усвоения достаточного количества общечеловеческого опыта.2
Значение труда в физическом и социальном аспектах развития человека можно определить следующими теоретическими предпосылками:
- труд - важнейшая предпосылка возникновения человека, его прогрессивного развития, достижения свободы, его самоутверждения;
- труд - первоосновной способ удовлетворения человеческих потребностей, объединяющий все формы человеческой деятельности;
- труд - основа всех инноваций общества, материальной и духовной цивилизации человечества.
Труд - это институт социализации, который занимает весомую часть нашей жизни. В процессе 'груда человек выполняет определенный вид трудовой деятельности, и не только, он включается в трудовую жизнь и начинает развиваться, достигать каких-то целей, удовлетворять свои потребности, самоутверждается, становится личностью, приобретает статус, и, наконец, находит свое место в жизни благодаря труду.
В трудовой жизни огромную роль играет трудовой потенциал человека, характеризующий количество и качество способностей, необходимых для выполнения трудовой деятельности.3 Чем выше трудовой потенциал, тем выше результат выполняемой работы. Как обширное понятие, этот термин включает следующие компоненты: (рис.1.)
1 Зарубина Н.М. Самобытный вариант модернизации / Н.М. Зарубина//Соииол. исслед. 1995.№3. С.46-51.
2 Табакасн IO.B. О методологической роли категории труд в образовании: автореф. дне. ...канд. филос. наук. Горно-Алтайск, 1998.
3 Зо.тотогоров В.Г. Экономика: энциклопедический словарь /В.Г. Золотогоров. .М.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2003.С.580.
- Київ+380960830922