СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЫТ 1КА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ] 9
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И МЕТОДЫ ИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЗ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 134
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях образование призвано стимулировать общественное развитие, обеспечивать позитивные социальные изменения. Социально-экономическая модернизация в России носит рыночный характер, поэтому тотальная переоценка ценностей и хода общественного развития выдвигают новые требования к статусу образования, качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню.
Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию между рынком труда и рынком образовательных услуг. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, задающих количественные и качественные параметры дисбаланса. Образовательные учреждения, работая в условиях рынка, отстаивают свою конкурентоспособность, внедряют новые технологии управления и бизнес-процессов в достижении стандартов качества. Для обеспечения экономической устойчивости образовательные учреждения должны осуществлять непрерывный мониторинг своего положения на рынке образовательных услуг. Но на практике это выглядит как несоответствие объемов и профилей подготовки кадров потребностям экономики регионов, а также завышенным выпуском специалистов по «модным» профессиям в ущерб- подготовке1 кадров для возрождающейся промышленности, социальной сферы и новых рыночных структур. Поведение вузов на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от общей социально-экономической ситуации, характера и уровня развития рыночных отношений в стране и по многом определяется спецификой того или иного регионального рынка.
Необходимость проведения исследовательской работы обусловлена возрастанием спроса населения на образовательные программы, и особенно на
- доказано свойство мультипликативности образовательных услуг, когда с одной стороны спрос на образовательные услуги рождает предложение, с другой - профессиональное самоопределение молодежи, во многом зависящее от сложившихся- стереотипов престижности и востребованности отдельных профессий, и не всегда соответствует реальным потребностям рынка труда;
- выявлены и представлены общие и специфические характеристики регионального рынка образовательных услуг на примере Саратовской, Оренбургской, Волгоградской областей;
- раскрыты общие черты и региональная особенность взаимодействия рынков труда и образования;
- эмпирически обоснованы факторы, способствующие или препятствующие эффективному функционированию современного рынка образовательных услуг и предложены меры по оптимизации данного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российский рынок образовательных услуг в классической зарубежной и отечественной науке чаще всего рассматривается в экономическом ракурсе, носит фрагментарный, стихийный, ситуационный характер, не в полной мере учитывающий региональную специфику его развития. Высшее образование рассматривается не столько как совокупность навыков, отношений и ценностей, нужных для выполнения гражданских обязанностей и эффективного участия в росте благосостояния общества, сколько как товар, приобретаемый, потребителем. Успешное и эффективное функционирование рынка образовательных услуг предполагает необходимость выработки стратегии, основанной на научных теоретико-практических разработках с учетом реальных кадровых потребностей регионов.
2. Авторское видение образовательных услуг включает в себя процесс передачи учебным заведением системы знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удоштетворения многоликих потребностей человека, общества и государства, направленных на прирост или изменение в образовательном уровне или профессиональной квалификации. Исходя из этого,
14
- Київ+380960830922