Ви є тут

Взаимодействие малого бизнеса и власти : региональная специфика

Автор: 
Соболева Анна Владиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293348
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ....................14
1.1. Направления политики федеральных и региональных органов власти в отношении малого бизнеса.....................................14
1.2. Противоречия в системе взаимодействия бизнеса и власти..41
ГЛАВА II. ДИСКУРС ПРОБЛЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ СМИ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ......................54
2.1. Сравнительные характеристики тематической наполненности дискурса малого предпринимательства...................................54
2.2. Особенности рассмотрения в СМИ проблем взаимодействия власти и малого бизнеса...............................................69
2.3. Проблемы малого бизнеса в аналитических текстах.........88
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СРЕДЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА..........................................98
3.1. Специфика формирования запроса на диалог с властью в предпринимательской среде....................................98
3.2. Возможности властей по созданию рамочных условий для развития малого бизнеса..............................................110
3.3. Контрольная функция власти и проблемы административных барьеров....................................................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................132
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................136
ПРИЛОЖЕНИЕ
149
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Взаимодействие власти и предпринимательского сообщества представляется чрезвычайно актуальной, поскольку, с одной стороны, рост экономики открывает новые возможности для ведения бизнеса, с другой стороны, рамки ведения предпринимательской деятельности, определяемые властью все же далеки от режима наибольшего благоприятствования. Особенно остро данная проблема проявляется на региональном уровне. Для этого есть две основных причины:
1. Если в 1990-х и даже начале 2000-х годов важным препятствием для ведения предпринимательской деятельности была непроработанность законодательной базы и общая невнятность государственной политики в отношении малого бизнеса, то к настоящему моменту предприняты серьезные шаги по регулированию данной сферы на федеральном уровне. Хотя претензии к государственной политике в отношении малого предпринимательства потеряли свой острый характер, проблемы остаются актуальными.
2. Благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности, целиком является заслугой и позицией властей конкретных регионов, готовностью муниципалитетов поддерживать и отстаивать интересы малого бизнеса. Кроме того, поскольку непосредственно малые предприниматели взаимодействуют с властью именно на местном уровне, то именно здесь и возникают основные проблемы, конфликты.
Комплекс проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели при ведении своей деятельности, широк (начиная с проблем лицензирования и регистрации и заканчивая недостаточным финансированием). В то же время, отдельный анализ каждой из проблем, с одной стороны, имеет место в отечественной практике, особенно в отношении различных административных барьеров, с другой стороны, такой анализ не позволяет увидеть взаимодействие малых предпринимателей и власти в комплексе.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ
1.1. Направления политики федеральных и региональных органов власти в отношении малого бизнеса
На тему взаимоотношений власти и бизнеса написано значительное количество статей по социологии, политологии, экономике. Взаимодействие власти и малого бизнеса чаще всего не является самостоятельной темой для научного анализа, однако попытки дать характеристику некоторым элементам взаимосвязи институтов власти с предпринимательскими структурами присутствуют в работах известных основоположников теории предпринимательства Г.Боуэна, М.Вебера, Р.Кантильона, Х.Ламперта, А.Маршалла, Г.Минза, А.Смита, Дж.Стиглица, Ж.-Б.Сэя, М.Фридмена, О.Шпенглера, Й.Шумпетера и др.
Подробно взаимодействие бизнеса и власти исследовалось зарубежными учеными, большинство работ которых были посвящены анализу воздействия представителей бизнеса на политический процесс в США, Франции, Великобритании и Италии. Наиболее значимыми явились концепции, изложенные в работах А. Бентли, М. Олсона, Г. Трумена, Ф. Шмиттера! и др.
С экономической точки зрения, институциональный аспект государственного регулирования предпринимательства исследовался в работах Д. Норта, Г. Беккера, Т. Веблена, М. Олсона и др2. Теоретические и методологические разработки, связанные с государственным регулированием предпринимательства, затрагивающие систему взаимодействия властных
1 Bentley, A. The process of Government. A study of social pressures. - Cambridge: 1967; Олсон, М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995; Truman, D. The Governmental Process. Public interests and public opinion. - N.Y.: Knopf, 1951; Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism. // Review of Politics.- 1974.- №36(1).
2 См., напр.: Веблен, Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.; Норт, Д. Институгы, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997.; Олсон, М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995.
14
структур и бизнеса в контексте институциональных преобразований, содержатся в трудах Л.И. Абалкина1, А.Н.Илларионова2, Ф.И. Шамхалова3 и Др.
В социологической традиции основная доля работ (начиная с 1990-х годов) о предпринимательстве посвящена преимущественно структуре предпринимательского слоя, его специфическим особенностям.
Так, В.В. Радаев в своих работах по экономической социологии освещает институциональный аспект развития российского предпринимательства, однако предметом его исследований чаще являются крупные российские компании, рассматривается взаимодействие власти с бизнесом в целом4.
В работах Т.Н. Заславской поднимаются вопросы о месте предпринимателей в структуре современного российского общества в контексте его трансформаций, анализируются меняющиеся роли мужчин и< женщин, занятых малым бизнесом. Н.Е. Тихонова рассматривает потенциал предпринимательской деятельности в качестве ресурса адаптации россиян к-изменившимся экономическим условиям. Социологические аспекты женского наемного труда в малом бизнесе детально проработаны в диссертационном исследовании С.В. Барабановой5.
1 Абалкин, Л.И. Динамика и противоречия экономического роста// Экономист. - 2001. — №12.-С. 3-10.
2 Илларионов, А.Н. Бремя государства // Вопросы экономики. — 1996. - №9. — С. 12-27.
3 Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: Экономика, 1999. — ISBN. 5-282-01936-1. - 414 с.
4 Радаев, В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей. // Мир России. — 1998. — № 3. - С. 57-90.
5 Барабанова, С.В.Социологическис аспекты женского наемного труда в малом бизнесе: автореферат дис...канд.соц.наук : 22.00.04 / Барабанова Светлана Васильевна. -
Н.Новгород, 2003. - 18 с.; Бляхер Л.Е., Панеях Э.Л., Карпов А.Е. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса (на примере мелких предпринимателей и самозанятых) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 3. (47). - С. 25-30; Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: гендерный аспект // Социологические исследования. — 2006. - №№ 4-5; Качанов Ю.Л. Социологический casus: «социальная группа предпринимателей»// Социологические исследования. — 1999. -№ 9. - С. 33-40; Тихонова
Н.Е., Чепуренко АЛО. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России.-2004.-Т. XIII. - № 1.-С. 116-145.
15