I
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
АНАЛИЗА________________________________________ 16
§ 1. Содержание и задачи социального анализа___ 16
§2. Цели социального анализа в управлении экономикой _ 37 ГЛАВА П. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ЦИКЛЕ
“СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНАЯ
ПРАКТИКА”____________________________________ 59
§1.Социальный анализ в фундаментальных и прикладных
социологических исследованиях________________ 59
§2.Социальный анализ и социальное проектирование 72
ГЛАВА Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО
АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ________________ 111
§ 1 .Социальный анализ как функция управления_ 111
§2.Принципы моделирования информационного
обеспечения социального анализа______________143
ГЛАВА 1У. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР СОЦИАЛЬНОГО
АНАЛИЗА_____________________________________ 157
§1.Применение математических методов в социальном
анализе_____________________________________ 157
§2.Методика постановки аналитической задачи для
решения на ЭВМ______________________________ 192
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________ 211
БИБЛИОГРАФИЯ 215
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Переустройство российского общества, проводимое в настоящее время в соответствии с требованиями рыночного хозяйствования, характеризуется опережающими темпами политических и экономических преобразований по отношению к развитию социальной сферы. Данное обстоятельство негативно сказывается на социальном положении значительной части населения. Все настойчивее дают о себе знать социальные проблемы, возникшие уже в процессе самой перестройки, которые вкупе с прежними, не менее острыми вопросами, становятся базой для возникновения различного рода конфликтов. Современное состояние социальной сферы отличается тем, что сложившаяся система управления данной сферой практически прекратила свое существование, а новая находится еще только в стадии становления. Преобразования в основном коснулись "вещного хозяйства" нашего общества.
Дополнительные социальные проблемы появились в связи с формирование многоукладной экономики, предусматривающей свободную рыночную конкуренцию государственных, коллективных и индивидуальных предприятий. Многообразие форм собственности вызвало к жизни соответствующее многообразие представлений о путях социального развития человека и общества. Мало кто из специалистов возражает против необходимости вмешательства государства в функционирование конкурентной экономики в принципе. Дискуссии возникают при обсуждении возможности существования “государства благосостояния” , в котором правительство берет на себя заботу о благополучии населения в
Ресурсы основных продуктов питания (в расчете на душу населения в год): Мясо и мясопродукты
(в пересчете на мясо) Молоко и молокопро-дукты кг 62 63 84
( в пересчете на молоко) Яйца и яйцепродукты КТ 325 350 380
(в пересчете на яйца) штук 260 280 280
Рыба и рыбопродукты кг 18 18,4 20
Сахар кг 42,2 42 38
Овощи и бахчевые кг 102 127 146
фрукты и ягоды кг 48 58 80
Картофель кг 104 110 105
В тот же период обеспеченность населения непродовольственными товарами длительного пользования составила (табл.2) :
__________________________________________________Таблица 2______
Наименование товаров 1985г. 1990г. Нормативы рациональной обеспеченности, рекомендуемые ВНИИ конъюнктуры и спроса
Ресурсы основных товаров длительного пользования (в расчете на 100 семей), штук:
-22-
Радноприемные устройст- 96 96 160
ва
Телевизоры - всего 97 109 160
в т.ч. телевизоры
цветного изображения 24 49 105
Магнитофоны 37 52 75
Холодильники и морозильники
бытовые 91 92 140
Электропылесосы 39 51 80
Мотоциклы и моторолле- 20 20 20
ры
Велосипеды 49 57 75
Автомобили легковые 15 17 50
Сопоставление данных опроса со статистическими данными может привести к следующим заключениям. Объективные данные показывают улучшение показателен по подавляющему большинству товаров, однако, результаты опроса свидетельствуют, что далеко не все отметили эти улучшения. В тоже время, сравнение статистических данных с нормативными требованиями наводит на мысль о том, что фактические результаты еще далеки от действительно "человеческих", и в этих условиях положительные оценки респондентов говорят не столько об успехах социальной политики перестройки, сколько о неприхотливом отношении населения к явно недостаточному уровню социального развития.
Приведенный пример свидетельствует об ограниченности
- Київ+380960830922