Ви є тут

Развитие женского предпринимательства в условиях трансформации российского общества: социологический анализ

Автор: 
Гильманова Гульнара Харасовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
195307
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1. ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ..............................17
1.1 Исследование феномена предпринимательства и его ЖЕНСКОГО ТИПА в современной обществоведческой науке.17
1.2 Теоретико-методологические и методические основы исследования женского предпринимательства...........40
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ................................... 60
2.1 Особенности формирования и развития отечественного женского бизнеса....................................60
2.2 Женское предпринимательство в российском регионе: социальный портрет явления (на примере РБ)..........93
2.3 Основные направления совершенствования российского женского бизнеса...................................119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................141
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................148
ПРИЛОЖЕНИЯ
171
Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался процессом разнообразных социально-экономических и общественно-политических преобразований российского общества. На смену плановой экономике и тоталитарной политической системе пришли рыночная организация народного хозяйства и политический плюрализм. Под влиянием происходящих преобразований возникли и интенсивно формируются новые социальные институты и процессы, которые играют важную роль в современном общественном развитии. К числу подобных, имеющих далеко идущие последствия явлений относится феномен предпринимательства, играющий ключевую роль в развитии рыночной экономики. Нарождающийся класс предпринимателей оказывает существенное влияние не только на экономическую, но и на социальную жизнь. Поэтому одной из важных проблем современной науки является изучение социально-демографических процессов, сопровождающих развитие современного бизнеса, исследование динамики и форм рекругации в предпринимательский класс, диахронных и синхронных характеристик эволюции российского предпринимательства в современный трансформационный период эволюции.
В условиях формирования современного типа общественных отношений определенным образом изменяется и роль женщины в обществе, по-другому определяются ее социальные функции. Женщина вовлекается в различные новые виды жизнедеятельности, в том числе и в систему предпринимательства. Гендерный аспект современных экономических отношений приобретает особенное значение не только потому, что женщины и в условиях рыночной экономики продолжают оставаться одним из решающих факторов общественного производства, но и в связи с тем, что они все более и более интенсивно включаются в систему предпринимательских отношений, формируют типично «гендерные ниши» современной экономической активности населения. Поэтому исследование
3
инновационность, т.е. постоянное стремление к апробированию совершенно новых методик хозяйственной активности. А уже на третьем этапе в литературе начали ставить на первое место особую чуткость предпринимателя к нахождению наиболее перспективных путей развития бизнеса, самостоятельность его суждений в принятии решений.
За последние годы в российской научной литературе появилось достаточно много описаний зарубежных интерпретаций феномена предпринимательства, подробных характеристик их смысла, в том числе, таких известных авторов как Р. Катильон, А. Смит, К. Маркс, И. Шумпетер, Ф. Хайек, В. Зомбарт, М. Вебер18. Поэтому в данной работе мы не будем подробно останавливаться на описании этих подходов, отметим только значительный вклад в разработку понятия предпринимательства некоторых современных специалистов, в том числе выдающегося экономиста и социолога XX века Й. Шумпетера. Наряду с доказательством этим автором особой социально-экономической роли бизнесмена, который «...обладает замечательной... способностью видеть новые возможности и извлекать из них выгоды»19, Й. Шумпетер особенно активно подчеркивал значение предпринимательства для реализации так называемых «нововведений». Он указывал, что нововведения являются категорией предпринимательской деятельности, оно не тождественно изобретению, т.к. последнее является технологическим фактом, а нововведения представляют собой экономический и социальный феномен20. Процесс внедрения нововведений, по мнению Й. Шумпетера, происходит скачками и рывками, в результате которых хотя и происходит всеобщий экономический прогресс, но случаются и «расстройства» системы, депрессии и т.д.21 В целом, именно благодаря
18 См. например: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послссл. Ю.Н. Давыдова. — М.: 1990; Вебер М. История хозяйства: Город—М., 2001; Маркс К. Избранные произведения - М.,
1981; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем.; изд. подгот. Ю.Н. Давыдов, В.В. Сапов. — М., 1994; Зомбарт В. Социология / Пер. с нем. И.Д. Маркусона - М., 2003;3омбарт В. Избранные работы / Пер. с нем. - М., 2005.
10 Цитировано по: Сслсг.мсн Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. -С.473.
20 См.-.Карлов Б. Деловая стратегия.-М.:Экономнка, 1991.- С.56
21 Шумпетер Й. Теория экономического развития.-М.:Прогресс,1982.-С.79
19
работам Й. Шумпетера понятие предпринимательство очистилось от всякого рода социальных мифов и приобрело значение особого, инициативного социального класса.
Своего рода развитием идей Й. Шумпетера в научном понимании феномена предпринимательства были работы Ф. Хайека22, который считал, что предпринимательство задается экономической конкуренцией, частной собственностью и узаконенной свободой личности, а также труды
В.Зомбарта, который буквально «сакрализировап» личность предпринимателя. Например, В. Зомбарг писал: «...предприниматель
является организатором, обладающим недюжинной изобретательностью; среди людей он мудро отбирает самых способных; среди товаров проницательно отыскивает наилучшие; быстро оценивает свои шансы на успех; проявляет напористость в своих отношениях с поставщиками; предприниматель видит так, как если бы имел тысячу глаз, слышит так, как если бы у него была тысяча ушей, и осязает так, как если бы располагал тысячью пальцами»23.
В целом, развитие теории предпринимательства, с точки зрения оценки его сущности, разработки категориальных характеристик этого явления в западной науке, уже достаточно хорошо описано в отечественных публикациях и диссертационных работах за последние пятнадцать лет. Нас интересует в большей степени, как происходило формирование и утверждение в категориальном значении понятия «предпринимательство» в российской социологической науке, особенно - в экономической социологии.
Как отмечают известные специалисты, даже к середине девяностых годов XX века российское предпринимательство в социологическом смысле этого слова представляло собой «мир плохо расчлененных понятий»
22 Хайек Ф. Дорога к рабству//Новый мир. - 1990. - №4. - С.76.
23 Зомбарт В. Избранные работы / Пер. с нем. - М., 2005. - С.115.
20