Ви є тут

Влияние институциональных факторов на социально-экономическое развитие аграрного сектора

Автор: 
Бедный Александр Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195586
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
стр.
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ социально-экономического 15
развития аграрного сектора
1.1. Аграрные преобразования в России 1990-2004: замыслы и 15
результаты
1.1.1. Предпосылки реформ. Аграрный сектор в системе 15
советской командно-административной экономики
1.1.2. Институциональные преобразования в аграрном секторе: 18 формальные и практические изменения
1.1.3. Структурные результаты реформ 29
1.1.4. Социально-экономические результаты реформ: оценка 35 состояния сельскохозяйственных предприятий и сельских территорий Нижегородской области
1.1.5. Специфика приватизации в аграрной сфере 43
1.2. Социально-экономические отношения в аграрном секторе как 46 объект социологических исследований
ГЛАВА 2. Принципы институционального анализа социально-экономических 57
отношений в аграрном секторе
2.1. Место институционального подхода в экономико-социологическом 57 знании
2.1.1. История развития институциональной мысли 57
2.1.2. Формирование институционального подхода в 64 экономической социологии
2.2. Институт как центральная категория в социально-экономических 68 исследованиях
2.2.1. Терминологические уточнения 68
2.2.2. Структура и свойства институтов 75
2.2.3. Зависимость институтов от траектории предыдущего 84 развития. Институциональные ловушки
2.3. Трансакционные издержки и их значение в институциональном 87 анализе социально-экономического развития аграрного сектора
2.3.1. Виды трансакционных издержек 87
3
стр.
2.3.2. Трансакционные издержки и преимущества 90 крупномасштабного сельскохозяйственного производства
2.3.3. Оппортунистическое поведение и механизмы принуждения 93 к исполнению правил
2.4. Конфигурация прав собственности как фактор экономической 97
эффективности сельскохозяйственного предприятия
2.5. Доверие и социальный капитал как компоненты аграрной 105 институциональной среды
ГЛАВА 3. Институциональные факторы социально-экономического развития 111
аграрного сектора: эмпирический анализ
3.1. Социологический портрет руководителя сельскохозяйственного 111 предприятия
3.1.1. Социально-демографические характеристики 112 руководителей хозяйств
3.1.2. Социокультурные установки руководителей 115
3.2. Основные барьеры социально-экономического развития аграрного 122 сектора и их институциональные первоосновы
3.2.1. Проблемы сельского хозяйства: мнения руководителей 122
3.2.2. Определение четких правил игры в аграрной сфере и 124 механизмов их выполнения
3.2.3. Самоорганизация сельхозпроизводителей: потенциал 130 противодействия негативным условиям внешней среды
3.3. Система социально-экономических отношений в коллективных 138 хозяйствах: институциональная ловушка
3.4. Пути выхода из институциональной ловушки 147
3.4.1. Перспективы изменения отношений собственности на 149 аграрных предприятиях Нижегородской области
3.4.2. Сдерживающие факторы изменения отношений 158 собственности
Заключение 161
Список используемой литературы 168
16
по установленным государством ценам, существовала система
государственных закупок. Из таблицы 1 видно, что подавляющая часть сельскохозяйственной продукции поступала в государственные
заготовительные организации
Таблица 1
Государственные закупки основных сельскохозяйственных продуктов во всех категориях хозяйств (в среднем за 1985-1990 гг.)1
Продукты Доля закупок в валовом производстве, %
Зерно 32,9
Сахарная свекла 86,7
Подсолнечник 77,4
Картофель 22,3
Овощи 66,1
Мясо (в убойном весе) 56,9
Молоко 72,0
Яйца 70,8
Адекватными существовавшей системе аграрного производства формами сельскохозяйственных предприятий были колхозы и совхозы -крупные сельскохозяйственные предприятия, подотчетные государственным органам управления в своей деятельности и со значительным количеством наемного персонала. Юридически колхозы считались коллективными хозяйствами. Их неземельные фонды принадлежали членам коллектива, фонд оплаты труда формировался как часть чистого дохода предприятия, высшим руководящим органом колхоза считалось общее собрание членов, а
1 Серова Е.В. Аграрная экономика. Учебник - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - С. 382
руководитель выбирался. Совхозы представляли собой классические государственные предприятия в сельском хозяйстве.
Помимо выполнения сугубо производственных функций, колхозы и совхозы в советской экономике содержали почти всю социальную и инженерную инфраструктуру сельских населенных пунктов. Органы местной власти были маломощны и материально зависели от хозяйства, на территории которого находились. Данная аграрная система в основных своих чертах начала формироваться в СССР в конце 1930-х годов и далее лишь трансформировалась в рамках сложившейся парадигмы.
В течение двух-трех десятилетий, предшествовавших распаду СССР, стало происходить катастрофическое снижение эффективности производства в сельском хозяйстве. Например, отставание по производительности труда в этом секторе экономики от показателей США увеличилось с 4 до 10 раз1. К 1990 г. В СССР затраты труда на производство 1 центнера продовольственного зерна (в основном пшеницы) были выше, чем в США, в
4,3 раза, а молока - в 11 раз, говядины - в 17 раз, свинины - в 22 раза.
Государство несколько десятилетий поддерживало неизменными розничные цены на основные продукты питания, в то время как номинальные доходы населения непрерывно росли. Это порождало постоянный продовольственный дефицит, различные схемы рационирования потребления. С другой стороны, неизменность розничных цен сочеталась с ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые в 1980-е годы по большинству продуктов уже превышали розничные цены. Такая политика приводила к растущим государственным, субсидиям. Из таблицы 2 видно, что общий объем субсидий в доходах сельскохозяйственных производителей во второй половине 1980-х годов постоянно нарастал.
1 Балабанова, Е.С.Основы институционального развития АПК: информационно-аналитический обзор / Е.С.Балабанова, А.Б. Бедный. - Н.Новгород, 2002 - С. 7.