СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕССИИ
»
ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ...............................8
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИ!ШПАЛЫ ІАЯ КОНЦЕССИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.8
1.2. Концептуальные подходы к формированию концессионного сог лашения......23
1.3. Анализ состояния и обоснование целесообразности внедрения концессионного механизма в России......................................................47
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕССИОННОЙ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖКХ..........................................................................65
2.1. Реформа жилищной сферы в России и нерешенные в ее ходе проблемы 65 '
2.2. Особенности делегированного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы ЖКХ........................................85
2.3. Принципы и институциональная струк тура п концессионных соглашений п жилищно-коммунальном хозяйстве.................................................101
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.......................................................112
ЛИТЕРАТУРА.................................................................118
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последнее время в России произошли позитивные перемены, благодаря которым проблемы политической и макроэкономической стабильности не стоят так остро как раньше. Отечественные и зарубежные стратегические инвесторы готовы делать конкретные шаги в направлении активизации капиталовложений в российскую экономику. Существует потенциальная возможность стимулировать активность инвесторов разными способами. Помимо мер общего характера по улучшению условий инвестирования посредством обеспечения открытости информации об условиях вложения капитала, укрепления позитивного имиджа России в мире, совершенствования корпоративной культуры и развития форм и режимов хозяйственной деятельности, необходимо внедрение такого организационноэкономического механизма как государственные концессии.
Условия, сложившиеся в стране в итоге проведения рыночных реформ создали благоприятную в целом среду для внедрения концессий в ряде отраслей экономики.
Так последовательное проведение приватизации и разгосударствления, приведшие к реформированию отношений собственности, породило необходимость в новых механизмах управления государственным имуществом. Многие объекты государственной собственности не подлежат приватизации, но остро нуждаются и в инвестициях, и в эффективном управлении, в первую очередь к этой категории относятся объекты инфраструктуры, обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования которых стало одной из первоочередных острых социальных задач, решение которых требует объемов капитальных вложений, существенно превосходящих возможности федерального, региональных, местных бюджетов.
В рыночных условиях хозяйствования государству становится все сложнее управлять, распоряжаться и пользоваться имуществом, сохраняя за собой весь набор прав и полномочий собственника. Применительно к ряду видов имущества и ряду функций государственного управления оказывается выгод-
сударственного контроля в эфире воцари тся хаос - конкурирующие станции станут работать на одинаковых волнах, создавая друг для друга помехи. Коуз доказал, что проблемы возникают из-за отсутствия прав частной собственности на электромагнитные волны разной частоты. И предложил новую схему организации вещательного рынка: Федеральная комиссия по коммуникациям США организует аукцион по продаже прав на вещание на тех или иных частотах, передает вырученные деньги в казну. Данная схема до сих пор активно используется в концессионной деятельности в секторе телекоммуникаций в США.
В настоящий момент в работах как российских, так и зарубежных авторов, наблюдается большое разнообразие в определении термина «концессия», описании природы данного механизма и сфер его применения1. В переводе с английского «concession» означает уступку права собственности или права пользования ею. Согласно нормам французской правовой традиции, претендующей на мировое лидерство в этой сфере экономической деятельности, особой характеристикой концессии является разделение принадлежности объектов инфраструктуры, оборудования. Выделяются три категории концессии: «возврата» (biens de retours), «компенсации» (biens de reprise) и «собственности» (biens propre). Для каждого вида подразумевается свой порядок раздела оставшегося после окончания срока договора оборудования и объектов инфраструктуры. В первом случае они отходят государству, во втором случае концессионер имеет все права собственности на оборудование и инфраструктуру на время действия договора концессии, но после завершения действия договора государство может потребовать его в качестве своей доли или компенсации за ущерб. В третьем случае концессионер располагает всем имуществом но своему усмотрению даже после окончания контракта, и госу-
1 См.: Лверкнн Л., Конопляник Л., Субботин М. Создание правовой базы для концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции в России И Разведка и охрана недр, № 9, 1995; Ивкович Б., Павнч М., Лу-ковнч II., Хаджннп Г. Концессии по ВОТ модели. - Белград: 1999; Кондратьев В.Б., ВарнавскмЛ В.Г. Концессии в экономике: страна, регион, город.- М.: ИМЭМО, 2002; Конопляник Л. Концессии от Д’Лрсн до Козака - эволюция понятий // «Нефть и капитал», № 9, сентябрь 2002; Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства н частного сектора. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 146. - М.: Московский общественный научный фонд; Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2005.
II
дарство ие может претендовать на распоряжение имуществом концессионера.
С теоретической точки зрения, рассматривая реальные действующие международные концессии, можно утверждать, что спектр концессионных условий весьма широк и категория «концессия» не в полной мере охватывает все многообразие отношений государства с частным сектором по управлению своей собственностью. В частности, в ряде принятых в западной литературе классификаций «концессия» выступает отдельной самостоятельной формой этих отношений, сосуществуя наряду с другими формами.
Кроме чисто теоретических разногласий восприятие сути концессии существенно осложняют разные подходы к использованию данного механизма в хозяйственном обороте разных стран. Так, например, в США и Канаде договоры в области недропользования, которые по экономической и юридической сути являются концессиями, получили название договоров аренды (mineral lease, mining lease). В то же время, ряд авторов относят к концессионным лицензии (licenses) на нефтедобычу, выдаваемые в Великобритании.
Самые капиталоемкие концессионные проекты реализуются в минерально-сырьевом секторе. Характерно, что в ряде стран понятие «концессия» вообще не используется, а в законодательстве говорится о лицензионном договоре, соглашении «роялти и налоги», разрешении на проведение разработки природных ресурсов. Следует отметить, что в хозяйственной практике границы между понятиями «концессионер», «лицензиат», «арендатор» размываются, так как эти субъекты получают временное право на распоряжение в оговоренных пределах сохранения и пользования государственной собственностью. —
Динамично развивающиеся мирохозяйственные связи влияют и на концессионные процессы. Анализ посвященной проблеме концессий литературы позволяет выделить ключевой отличительный признак концессии - сохранение за государством права отзыва концессионного соглашения в случае нецелевого использования предоставленной в концессию собственности. До-
12
- Київ+380960830922