Ви є тут

Социально-экономические факторы формирования среднего класса в современных условиях

Автор: 
Ковальчук Алёна Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298562
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление диссертации
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
Глава 1. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ
СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ...................................13
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению среднего класса 14
1.2. Влияние экономических и социальных процессов на становление среднего класса..................................................28
1.3. Средний класс как актор экономического развития общества...46
Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО
КЛАССА......................................................65
2.1. Состояние и структура среднего класса в Тюменской области..65
2.2. Экономическое сознание среднего класса в Тюменской области.82
2.3. Специфика и условия формирования среднего в Тюменской области 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................115
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................131
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Массовый средний класс представляется многими исследователями как гарантия политической и экономической стабильности в обществе. На него возлагаются надежды по развитию инновационной экономики, развитию сектора услуг и в целом рыночной экономики. При этом появление массового среднего класса в экономически развитых странах, наделенных демократическими ценностями, активной жизненной позицией, инновационным потенциалом было вызвано многими социальными и экономическими факторами. Для того чтобы средний класс выполнял возлагаемые на него функции в российском обществе, необходимо рассмотреть особенности формирования данного класса в различных странах и выявить необходимые условия его формирования в России.
Становление среднего класса в России было заторможено экономическими спадами в 1992 и 1998 годах. Мировой экономический кризис 2008 г. в очередной раз повлек за собой сокращение численности среднего класса. В связи с чем возникает необходимость уделить особое внимание влиянию экономических кризисов на величину и состав среднего класса.
Формирование среднего класса на территории Российской Федерации происходит неравномерно, что вызвано особенностями экономического развития каждого из регионов. Поэтому исследование среднего класса в Тюменской области предполагает анализ региональных особенностей формирования среднего класса.
Проблема диссертационного исследования состоит в определенном противоречии между знанием современных требований модернизации в экономике, которые фокусируются на грех направлениях: повышение
производительности труда («продуктивности»), создание новых и современных рабочих мест, развитие инновационной экономической (предпринимательской) деятельности и недостатком знаний, путей, средств по включению системы социально-экономической мотивации среднего класса в реализацию этих требований. При этом декларируются различные позитивные
также от уровня зрелости сознания и действий самих представителей среднего класса, которые выступают субъектами социоэкономического действия.
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению среднего класса
Средний класс является одним из проявлений социального неравенства, изучение которого оформилось в два основных направления: классовый и стратификационный. Использование того или иного направления при изучении социального неравенства зависит от типа анализируемого общества.
Классовый подход разделяет общество на крупные социальные группы, взаимоотношения и взаимодействия которых в виде классовой борьбы, классового сотрудничества составляют основу деятельности общества и определяют его развитие.
Социальная стратификация предполагает определение положения индивидов и социальных групп на шкале иерархических статусов в экономической, политической, социальной и культурной областях.
В XX веке получила свое развитие также феноменологическая парадигма, которая акцентирует внимание не на объективных, а на субъективных аспектах социальной структуры. Основа данной структуры социально-психологическая самоидентификация людей, что представляет собой психологический процесс отождествления индивидом себя с той или иной социальной общностью (классом, социальной группой, слоем и т.д.) [55, с. 321].
Сложившиеся в 70-е гг. XX века в теории постиндустриального общества используют принципы как классового, так и стратификационного подходов. В целом использование ими понятия «класс» уже не связано с классическими представлениями социологии XIX в. и фиксирует различные позиции в системе социального неравенства. Теоретики сильно модернизируют идеи и терминологию классиков в соответствии с современными реалиями, все активнее разрабатывая категорию «нового среднего класса», ключевой характеристикой которого называют способность обрабатывать и понимать символы. Такой подход можно охарактеризовать как символический; в его
14
рамках «новый средний класс» - это интеллектуалы, которые не являются собственниками средств производства, но благодаря своим профессиональным качествам и культурному капиталу осуществляют функции контроля и научной экспертизы на современных высокотехнологических предприятиях и организациях рыночного типа.
Социальное неравенство исследовали еще в древней Греции. Первым политическим идеологом, мыслившим в терминах класса, стал Платон. Другой античный философ - Аристотель [6, с. 286] защищал систему собственности и говорил о том, что средний класс - наилучший, так как его представители наиболее рациональны в своем поведении.
Обсуждение проблем неравенства продолжилось в Эпоху Возрождения и Новое время. Так, Д. Локк, И. Бентам, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегель указывали на возможность возникновения проблем в обществе при формировании социальных слоев или классов, основанных на врожденных или приобретенных различиях. Такие ученые как А. Смит, Э. Кондильяк, К. Сен-Симон, Ф. Гизо, О. Минье прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса [92, с. 68].
Особое внимание к социальным классам привлекло учение К. Маркса и Ф. Энгельса [80]. К. Маркс подчеркивал объективность существования классов. Он говорил, что в основе разделения общества на социальные классы находя тся различные роли, выполняемые индивидами в производственной структуре общества. При этом он утверждал, что социальная группа может называться «классом» лишь в том случае, если общие интересы представителей данной группы образуют общественное сознание и социально значимые действия (классовую борьбу за их осуществление). К. Маркс считал, что борьба классов - не только двигатель истории, но и важный источник развития производительных сил общества.
Кроме того, у К.Маркса есть развернутые суждения о среднем классе и его роли в капиталистическом обществе. По К. Марксу, в процессе эксплуатации (для присвоения прибавочного продукта) классом буржуазии
15