Ви є тут

Девиантные экономические практики российской молодёжи

Автор: 
Мищенко Яна Петровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
195356
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования девиантных экономических практик............................................. 14
1.1 Структурный подход: особенности методологии и оценки
девиантнсти................................................... 15
1.2 Девиантные экономические практики: субъектно-
деятельностный аспект......................................... 29
Глава 2. Экономическое поведение российской молодежи в условиях
перехода к рынку.............................................. 45
2.1 Рыночные институты: коридор возможностей экономического
поведения молодежи............................................ 45
2.2 Девиантность в экономических стратегиях молодежи.............. 63
Глава 3. Российская молодежь: субъектность девиантных
экономических практик......................................... 82
3.1 Девиантная карьера в системе деятелыюстно-цснностной мотивации экономического поведения молодежи................. 83
3.2 Самоидентификация молодежи и легитимация девиантных
экономических стратегий....................................... 99
Заключение........................................................... 114
Библиографический список использованных источников................ 118
Приложения........................................................... 132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последствия проводившихся последние десятилетия социально-экономических преобразований отчётливо обнаружили недооценку влияния и воздействия социальных факторов на экономическое поведение российской молодежи. Несмотря на прогрессирующее снижение доли молодежи в социально-демографической структуре российского общества (29,4% в 1990 г. и 25,2% в 2001 г.), молодежь является социально-возрастной и социокультурной группой, от социального и социально-профессионального потенциала которой зависят как перспективы экономического роста, так и воспроизводство экономических отношений. В материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи, что эмпирически показывает, что очевидно не только «старение» материального производства, то есть меньше по сравнению со средними показателями занятого населения (62,3%)1.
В настоящее время ежегодный отток молодежи из сферы материального производства достигает 5-6%, что связано как с изменениями макроструктурно-го характера, так и ценностными мотивациями, способами интеграции в общество. Очевидно, что работа в сфере материального производства, которая в предыдущий советский период была основной формой самореализации молодежи, легитимации ее жизненных притязаний и достижения социальной карьеры, перестала быть таковой. Наблюдается усиление тенденции прихода молодежи в сферу распределения и обмена (17,7% работающей молодежи), которая рассматривается как наиболее привлекательная с позиции формирования среднего класса и интеграции молодежи в общество. В сфере распределения и обмена лидирует негосударственный, частный сектор экономики (49,1% молодежи заняты в нем, то есть почти каждый второй). Молодежь ориентируется на частный сектор по структурным и мотивационным основаниям.
Во-первых, сфера материального производства, в ее кризисном состоянии, демодернизации базисных стратегий (прежде всего, материальных) не мо-
1 Чупроа В.II.. Зубок Ю.Л. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. - С.
10, 19
13
ского поведения В.В. Радаева, использует модель социальной ресурсообеспе-ченности молодежи В.А. Ядова.
Эмпирической базой исследовании являются:
- результаты социологических исследований ИСПИ РАН (1997-2001 гг.), ИКСИ РАН (2000-2004 гг.), социологических центров гг. Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону;
- результаты самостоятельного социологического исследования, проведенного среди молодежи г. Новочеркасска в 2005-2006 гг. по методу опроса (N=360) на основе случайной выборки;
- материалы Госкомстата РФ, Министерства экономического развития РФ.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и обобщения могут найти применение в подготовке и реализации программ по занятости, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи, экономической культуре молодежи и профилактике правонарушений в экономической сфере.
Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по общей социологии, экономической социологии, социологии молодежи.
Апробации результатов исследования. Результаты диссертационной работы представлены на шестой межрегиональной научно-теоретической конференции (25-26 мая 2005 г. г. Новочеркасск), на теоретическом семинаре аспирантов и соискателей в ИППК при Ростовском университете (июнь 2006 г.), аспирантском семинаре кафедры социологии и психологии ЮРГТУ (НПИ) (февраль 2007 г.). По результатам исследования опубликовано 5 работ, в их числе - 1 в научном издании.
Структура работы. Структура диссертации состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 182 источника, приложения. Общий объём диссертационной работы 131 страница, в 33 таблицах и 6 рисунках содержатся результаты эмпирических исследований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАКТИК
Российская молодежь является субъектом социального воспроизводства, включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, она не только унаследует условия жизни и отношения, оставленные ей ушедшими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Как пишет К. Ман-хейм, «молодежь - это один из основных ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которой зависит его жизнеспособность»3. И традиционное и современное (модернизируемое) общества используют потенциал молодежи. В первом случае - молодежь повторяет судьбу отцов и ее деятельность направлена на полную интегрированность в общество, во втором - сотрудничество общества с молодежью зависит от диапазона возможностей восходящей социальной мобильности молодежи, создания институциональных условий для ее экономической и социальной активности.
Активность молодежи может принимать позитивные (инновационные практики, новые формы социальной интеграции) и деструктивные формы (социальное исключение, социальные девиации). Преемственность социального опыта выражается в расширенном воспроизводстве, негативная мобилизация -в отрицании межпоколснческого диалога, отклонении от социально-профессиональных и экономических норм. Российское общество находится в стадии социальных трансформаций, быстрых, происходящих в условиях социальной нестабильности преобразований. Новые социальные институты не обладают потенциалом традиционности, конструктивности. Социальная и экономическая активность молодежи уходит в девиантные практики. Что представляют норма и отклонения в экономических практиках, по каким критериям можно оценивать различные виды экономической деятельности, в какой степени отклонения от норм представляет «воздерживание», инновацию, а в какой - дезинтеграцию, распад экономических связей?
1 Мапхскм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - С. 443