СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ...................................13
1.1 Теоретические основы исследования положения женщин в социально-трудовой сфере.......................................13
1.2 Социальные аспекты женской безработицы и проблемы трудоустройства женщин с детьми................................36
Глава 2 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)....................................73
2.1 Особенности социально-трудового положения безработных женщин с детьми в Пензенской области....................................73
2.2 Перспективные направления решения проблемы безработицы женщин с детьми на региональном рынке труда...................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................139
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................157
Приложение А..............................................157
Приложение Б..............................................166
Приложение В..............................................167
Приложение 1'.............................................176
Приложение Д..............................................179
Приложение Е..............................................181
Приложение Ж..............................................182
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения в современной России по-разному влияют на положение мужчин и женщин в социально-трудовой сфере, усугубляя их неравное положение и обостряя различные социальные проблемы.
В нестабильных финансово-экономических условиях все слои населения затрагивает проблема безработицы. Среди безработных России с начала 90-х около половины составляли женщины, и эта тенденция продолжала сохраняться на протяжении нескольких лет. В 2008 г., но данным Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд), среди зарегистрированных в качестве безработных их уже более 62 %. По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в регионах Российской Федерации доля женщин в составе безработных колеблется от 45 до 65 %.
Определенную долю среди безработных составляют женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Наиболее уязвимой группой на рынке труда выступают женщины, являющиеся одинокими или многодетными матерями, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов. У данной категории женщин, особенно у тех, кто имеет малолетних детей, возникают проблемы с устройством на работу. Женщины, имеющие детей, представляют особую социальную группу, требующую к себе отдельного внимания и поддержки со стороны властей и работодателей.
На современном этапе проблема безработицы женщин тесно связана с демографической политикой государства, главной задачей которого должно являться обеспечение дополнительных гарантий занятости лицам, испытывающим трудности в поиске работы, а также создание условий, обеспечивающих сбалансированное сочетание семейных и трудовых обязанностей. Однако на практике, несмотря на то что государство через все свои институты должно поощрять деторождение и осуществлять поддержку женщин, имеющих детей, наблюдается дискриминация в отношении данной категории со стороны работодателей. Специфика проблемы женской безработицы заключается также в том, что одни и те же меры социально-
роль - материальное обеспечение, защита семьи, регулирование отношений семьи с другими социальными институтами и системами (экономическая функция). По его мнению, «фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку...это ведет к тому, что мужчина устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении»[167, с. 225]. Однако, Т. Парсонс отмечает, что именно мужчина может занимать определенную позицию в профессиональной и семейной сферах, что обеспечивает стабильность отношений между полами.
Также он не отрицает возможности трудовой деятельности женщин, но только не ради карьеры, что может негативно повлиять на семейные отношения в любом случае. Если женщина выступает как часть рабочей силы, то это говорит о равновесии половых ролей, которые имеют экспрессивный характер. Осознавая противоречия общественных ценностей, Т. Парсонс признает существование неравенства мужчин и женщин в структуре занятости, так как есть женщины, которые стремятся к социальному равенству и личностной реализации в трудовой сфере, что находит выражение в различных общественных движениях (феминизм). Причины социального неравенства Т. Парсонс видел в том, что «имеются ценности, и индивиды способные соотносить социальные объекты, процессы, факты с ценностями и возводить их в определенный ранговый порядок» [139, с. 89]. Однако, Парсонс Т. считает, что такие «отклонения» могут неоднозначно повлиять на функционирование и развитие современного общества и вызвать противоречия между подсистемами. Поэтому их необходимо предотвратить и найти пути решения проблемы, которые устроили бы женщин, предлагая следующие варианты: 1) реализация женщины в «светской жизни»; 2) профессионализация роли домохозяйки; 3) активная благотворительная деятельность.
Основываясь на учениях К. Маркса и Ф. Энгельса, Август Бебель в середине 19 века отмечал, что при решении «женского вопроса» необходимо
17
учитывать «...положение, которое женщина должна занять в нашем социальном организм, таким образом она сможет всесторонне развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и деятельным членом человеческого общества» [140, с. 116]. Уже тогда стали задуматься о необходимости активизации многогранной деятельности женщин, которая, по определению Ш. Монтескье «одна способна, смягчить столь жестокое правление мужчин» [98, с. 39J.
В теории психоанализа 3. Фрейда также уделяется внимание изучению взаимоотношений полов по поводу распределения социальных ролей в семье и обществе. В основе теории - «видение женщины как существа самовлюбленного, с одной стороны, и одновременно, с другой стороны, неполноценного, постоянно неудовлетворенного тем, что она не мужчина, завистливого, психическое развитие которого «костенеет» безнадежно рано...» [171, с. 88]. Это являлось своего рода подтверждением «традиционньгх представлений о слабом поле», преподнесенной в иной научной форме. Важно отметить, что теория 3. Фрейда сыграла роль оформленной идеологии, подтверждающей и научно закрепляющей исторически сложившееся доминирующее положение мужчин в социальной сфере, которое, по его мнению, «прогрессивные» женщины должны осозновать и принимать, что позволит им выйти из «периферийного»..., пространства социальных практик в ... открытое пространство социальной жизни» [77, с. 198]. Также 3. Фрейд проанализировал проблему формирования половой идентичности, акцентирую внимание на детском периоде развития человека, и влияние матери на это развитие, и ввел в научный оборот понятие «идентификация».
К. Гуичи, основываясь на теории социальной идентичности 'Гэджфела-Тернера, рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, которые обладают различным социальным статусом. По его мнению, существуют высокостатусные группы, представителями которой являются мужчины, обладающие «силовой позицией», компетентностью, организованностью, практичностью и т.д., и низкостатусные группы — женщины, которым свойственны доброта, эмоциональность, уступчивость, гуманность и т.д.
18
- Київ+380960830922