Ви є тут

Особенности поведения производителей и потребителей табачных изделий на российском рынке : Федеральный и региональный аспекты

Автор: 
Липатов Сергей Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000221350
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. Табачный рынок в России: производство,
импорт, продажа.
1.1. Табак как специфический объект на товарном рынке....8
1.2. Производство и импорт табачных изделий...................21

1.3. Структура табачных изделий...............................42
ГЛАВА 2. Потребительский спрос на табачные изделия
в России.
2.1. Распределение населения на курящих и не курящих....64
2.2. Структура предпочтений курящего населения
по различным типам табачных изделий......................82
2.3. Влияние августовского (1998 г.) кризиса на потребление табачных изделий.................................107
ЗАКЛШЕНИЕ....................................................131
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................134
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Работа посвящена актуальной и очень важной проблеме - формированию рынка табачных изделий в переходный период. В целом, потребительский рынок представляет собой взаимодействие двух элементов. С одной стороны, это предложение огромной и разнообразной товарной массы, в которую входят и товары первой необходимости, и предметы роскоши, и товары долговременного пользования, и т. д. С другой, - совокупность потребителей, дифференцированных по различным социально-демографическим, территориальным и иным характеристикам. Причем, потребительский спрос нацелен на самые различные группы товаров, в том числе и на те, которые приносят гораздо больше вреда, чем пользы, - на табачные изделия.
Несмотря на то, что табак оказывает отрицательное влияние как на здоровье курильщиков, так и на семейный бюджет, нельзя не учитывать тот факт, что около двух пятых населения России систематически употребляют табачные изделия. В руках российских производителей табака сосредоточены значительные материальные ресурсы. Активное участие в производстве, импорте и продаже табачных изделий принимают также ведущие западные табачные компании.
Кроме того, табачные изделия относятся к подакцизным товарам, а значит, эффективный контроль за производством и реализацией этой продукции может значительно увеличить доходы государства. Таким образом, очевидно, что табачный бизнес, имеющий большой удельный вес в российской экономике, оказывает значительное влияние на формирование стабильного потребительского рынка и развитие рыночных отношений в целом.
- 13 -
По мнению В. Степашина, одного из наиболее авторитетных экспертов в области табачного бизнеса, общие потребности отечественного рынка в курительных изделиях в настоящий момент составляют порядка 270-275 млрд. шт. в год1.
Этот показатель в наибольшей степени соответствует советской статистике, на него же мы выходим, если оперировать оценками серьезных экспертов, по объемам производства (около 170 млрд. шт. в год), импорта, контрабанды, теневого выпуска (около 100 млрд. шт.). Эти результаты получаются при проведении расчетов, осуществленных В.Степашиным, и учитывают сведения:
- Государственного комитета РФ по статистике о половозрастной структуре населения страны в целом и в каждом ее регионе;
- Министерства здравоохранения, Ассоциации общественного здоровья, Фонда "Здоровье и окружающая среда" относительно различных количественных показателей о степени пристрастия к курению, среднесуточных потребностях различных категорий курильщиков, которые были получены по результатам диспансеризации населения и различных социологических опросов;
- ВЦИОМ по индексам потребления курительных изделий в различных регионах страны.
Количество -оптовых и посреднических структур, работающих "на табачной ниве", также не поддается точному учету. По ряду данных, число крупных и средних фирм только в Москве превышает 200. И именно через Москву в страну поступает около 80 Z всего импорта табачных изделий2.
1. Стефашин В7 Емкость региональных рынков курительных изделий России//Табачный бизнес, - 1998, N 7, с. - 23-25.
2. Брось сигарету. Импортную//Российская газета. - 24.07.98.
- 14 -
Общеизвестно, что в советские времена доходная часть бюджета нашей страну на 30-35 £ формировалась за счет налоговых поступлений от производства и продаж алкогольной и табачной продукции. Такая же примерно картина до сих пор наблюдается и в развитых государствах мира. В России сейчас эта составляющая не превышает 5-7 X. Причем на табачную доминанту приходится из этой бюджетной компоненты, как и в прошлые годы, около 1/51. Основной причиной такого плачевного состояния дел в этой сфере стала потеря государством надлежащего контроля за оборотом курительных изделий, объем которого составляет примерно 6 млрд. долл. в год (из них на продукцию внутреннего производства приходится около 2 млрд. долл., поскольку стоимость отечественных сигарет в 3-6 и более раз ниже стоимости импортных).
Уже в 1978 г. эксперты ООН отмечали, что около ЗО X всех сигарет, поступающих в международную торговлю, имеют контрабандное происхождение.2 Поэтому неудивительно, что либерализация отечественной и международной торговли на территории России в начале 90-х, а также отсутствие реального механизма контроля послужили благодатной почвой для расцвета контрабанды. По мнению компетентных экспертов, за период 1993-1994 гг. около 70-80 X иностранных сигарет, находившихся в розничной продаже в России, можно было классифицировать как контрабанду.
Введение в начале января 1995 г. обязательных акцизных марок на все импортные сигареты значительно сократило процент контрабанды, и за первые 3 месяца ее доля упала до 10-15 X. Это
1. Стефашин В. "Плакали" сигаретные денежки//Табачный бизнес, - 1998, N7,-0. 23.
2. Маркетинг и распределение табака, - ООН, 1978, - с. 82.