Ви є тут

Социологический анализ развития акционерного предпринимательства в России

Автор: 
Мякинина Светлана Борисовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195470
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
Введение..........................................................3-7
I гл. Социальные основы предпринимательства.......................7
1.1 Обзор теорий предпринимательства.......................7-19
1.2 Человеческий фактор в предпринимательской деятельности
и сферы его приложения...............................19-33
1.3 Процессы приватизации и акционирования в России......33-41
II гл. Развитие акционерной формы предпринимательства.............41
2.! История развития акционерного предпринимательства.......41-61
2.2 Законодательное регулирование деятельности акционерных обществ в РФ и их достоинства...............................61-79
2.3 Роль миноритарных акционеров в
формировании отношений акционерной собственности........79-86
III гл. Социально-экономические и правовые способы защиты интересов миноритарных акционеров..................................86
3.1. Экономические интересы миноритарных акционеров..........86-98
3.2. Модели корпоративного управления и обеспечения
интересов миноритарных акционеров.......................98-111
3.3. Правовые механизмы защиты интересов
миноритарных акционеров................................111-122
Заключение.......................................................123-126
Библиография.....................................................127-142
Приложение.......................................................143-154
2
Введение
Актуальность темы исследования
Переход к новым условиям хозяйствования, к рыночным отношениям в нашей стране предполагает необходимость социально-экономических новаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников и главное - формированию у них нового экономического поведения, является развитие предпринимательской деятельности.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без предпринимательства, так как именно оно является тем локомотивом, который движет за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в предпринимательской деятельности находится в причинно-следственной зависимости от углубляющейся специализации общественного производства и дифференциации товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает предпринимательство необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
Всевозрастающее значение в развитии российского предпринимательства на современном этапе приобретает акционерное предпринимательство. В результате серии приватизационных мероприятий, организованных правительством РФ в начале 80-90-х годов XX века, сформировалась “распыленная” структура акционерного капитала. Главной задачей проводимой государственной политики было вовлечение широких слоев населения в приватизацию государственных предприятий путем акционирования. Создание акционерных обществ становится наиболее распространенной организационно-правовой формой коллективного предпринимательства. Акционерное общество - одна из надежных форм привлечения финансовых ресурсов, поскольку она представляет собой не только форму вложения свободных ресурсов, но и возможность непосредственного контроля за их использованием.
Распространению акционерной формы предпринимательства способствует то обстоятельства, что она влияет на стабилизацию потребительского рынка, развитие фондового рынка, а также является весьма действенным способом мобилизации капитальных
3
Существуют два диаметрально противоположных подхода в определении и интерпретации экономического
(предпринимательского) риска. В рамках одного - осуществляется поиск « количественных » критериев измерения риска. В рамках другого подхода предпринимательский риск не поддается калькуляции и является величиной иррациональной ( Ф. Найт, Ф. Хайек , Дж. Кейнс). Несмотря на различные способы аргументации эти авторы пришли практически к одним и тем же выводам: первый из них - на основании рационального анализа и разделения понятий "риск" и "неопределенность"; второй - в результате доказательства невозможности вербализировать личностное знание действующих субъектов, неполноты информации и ограниченности их рациональных возможностей; третий - в результате собственного опыта участия в биржевых операциях. Неопределенность будущего и связанные с этим экзистенциальные состояния постоянно сопровождают реально действующего предпринимателя. Иррациональность поступков и действий в этих ситуациях очевидна. Поэтому процессу достижения предпринимательского результата всегда сопутствуют обстоятельства, порождающие тревогу и страх за успех дела, с которыми действующий предприниматель должен считаться и которым должен противостоять. Он перманентно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, постоянно противодействуя тем, кто претендует на его успех и его ресурсы и т.п.
Т.о., существенной особенностью поведения предпринимателя является тот факт, что он функционирует в условиях ситуационных лимитов, которые ограничивает жизненное пространство его действий и часто сводят на нет рациональные калькуляции будущего успеха, который он планирует. На эту особенность обратил внимание Г. Одиорне, раскрыв так называемый экзистенциальный модус этого вида инновационного поведения. Предприниматель (экзистенциальный менеджер по версии Г. Одиорну ) действует стохастически изменяющейся рыночной обстановке, в системе перманентно возникающих и исчезающих новых проблем парадоксальных ситуаций. Причем, подчас эти ситуации предвидеть невозможно, как и ответить адекватно рациональным способом на непредвиденные обстоятельства в связи с лимитом времени и других ресурсов.
Важное место, с точки зрения Г. Одиорне, в поведении предпринимателя занимает поиск удачи и нейтрализация неудач, которые нельзя абсолютно точно предвидеть, достичь или избежать. Ситуация постоянной игры и риска сопровождает его действия,
14
каким бы объемом достоверной информации он не обладал и какие бы точные расчеты он не делал,
Предприниматель действует в ситуации постоянной борьбы, основу которой составляет универсальное противоречие между ограниченными ресурсами и не ограниченными притязаниями людей. Сам факт неравенства в распределении преимуществ в конкурентной борьбе порождает стремление к «выравниванию» ресурсов или минимизации преимуществ других, что является важнейшим мотивом предпринимательского поведения.
Реально действующий и принимающий решения на свой страх и риск предприниматель постоянно находится в состоянии неудовлетворенности своими результатам. Эта поляризация успеха и неудачи в процессе достижения цели перманентно создает тревожные состояния, граничащие со страхом вины за совершенные промахи и ошибки.
Дифференциация ценностей предпринимательской культуры относительна. Т.к., например, свобода и независимость предпринимательского поведения являются с одной стороны, условием деятельности, а с другой - целью, к которой стремится индивид. Более строгое выделение ценностей и соответствующих им образцов и норм предпринимательского поведения позволяет построить гипотетически некоторую их классификацию, которая структурируется следующим образом.
Предпринимательский доход ("прибыль). Он является, на наш взгляд, главным финальным результатом, ради которого активизируются все ресурсы и возможности человека, занятого в сфере венчурного бизнеса. Естественно, что не все агенты рыночного процесса достигают этой цели, как правило, меньшинство. Однако в стартовой ситуации все без исключения надеются на успех. Было бы бессмысленно
предпринимать что либо, если бы заранее был известен
отрицательный результат.
Накопление экономических ресурсов (богатство). Это может быть капитал в различных его формах, конфиденциальная ценовая и другая информация, позволяющая предпринимателю достигать экономических преимуществ
над конкурентами, или находящиеся в собственности предпринимателя ноу-хау, инновационные продукты и
процессы и т.д.
Власть. Она основана на количестве и «мощности» капитала (богатство), которым обладает предприниматель.
Она позволяет ему воздействовать различным образом на поведение других людей, социальных групп, организаций в своих собственных интересах.
15