Ви є тут

Профориентация как фактор совершенствования кадрового потенциала предприятия : по материалам ОАО Татнефть

Автор: 
Ханнанова Хазира Назифовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274697
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Раздел 1 Теоретико-методологические подходы к анализу проблем профессиональной ориентации.
Раздел 2 Организация профориентационной работы и её влияние на развитие кадрового потенциала предприятия.
Раздел 3 Роль профориентационной работы в условиях трансформирующегося общества: факторы развития.
Заключение
Библиографический указатель
Приложения
ВВЕДЕНИИ
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью исследования важной для экономической сферы связи проблемы качества жизни с социальными реалиями в современном трансформирующемся обществе, с назревшими проблемами подготовки профессиональных кадров для промышленности, иначе говоря, с проблемами профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация не только педагого-психологическая, но и социально-экономическая категория. Она многоаспектна, имеет отношение к экономической теории, к социологии, а именно к статусу человека, его материальным реалиям, социально-культурным, образовательным, экологическим сферам и другим аспектам бытия. Также многоаспектно и понятие «качество трудовой жизни».
Совершенствование системного анализа факторов оптимизации профориентационной работы нами исследована как социально-экономическая проблема в аспекте экономической социологии. Это и понятно: в современной специальной литературе ее правомерно связывают с оптимизацией качества жизни, образования, обучения, воспитания. При этом качество жизни определяется как положительно устоявшиеся, типичные для исторически конкретного этапа экономической эволюции общества, повторяющиеся черты социальных субъектов. Методологическое значение этой категории для социологии состоит в том, что она позволяет показать, как и какие материальные и духовные возможности общество предоставляет для развития индивидуальности человека, реализации его творческих сил и способностей. В оценке последних важнейшим является показатель
Раздел 1. Теоретико-мегодологические подходы к анализу проблем
профессиональной ориентации.
Профориентация не абсграктная категория. В ней переплетаются интересы всех слоев общества - от простых рабочих до руководителей государств. В процессе трудовой жизни реализуются и развиваются профессиональные способности человека, создаются материальные и духовные ценности общества. Реализация профессионального потенциала каждого человека представляет для качества жизни особое значение. Профессия характеризует глубинную сущность реализации трудовых способностей человека и может быть представлена в той или иной модели. Это значит: необходим системный анализ факторов профессиональной ориентации. Отметим, что существенные вопросы такого анализа нами были рассмотрены в монографии1. Теперь специально остановимся на изучении теоретико-методологических аспектов соотношения профессиональной ориентации и качества жизни. Оно требует особого внимания в силу научной значимости.
15 июля 2004 г. во всех странах состоялась презентация ежегодного доклада ООН о качестве жизни. Для этого итогового доклада рассчитывается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он оценивает средние достижения страны по трем показателям: долголетие на основе здорового образа жизни (показатели России со средним возрастом мужчин в 58 лет -низкие); знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения (поскольку взрослого - показатели высоки за счет потенциала советских лет); уровень жизни, оцениваемый размером ВВП на душу населения (тут до удвоения ВВП еще далеко). В сумме Россия заняла 57 место в мире после... Болгарии!
1 См. Ханнанова Х.Н., Шишкина Л.В. Совершенствование качества трудовой жизни и проблемы профессиональной ориентации молодых специалистов. М., 2004. - 45 с. См.также: Иванова Л.В. Социально-экономические факторы оптимизации качества жизни. Чебоксары, 2003. - С.17-26.
Для нашего анализа темы исходным понятием является положение о том, что без качества профориентации невозможно научно интерпретировать качество жизни: эти категории тесно взаимосвязаны в теоретико-
методологическом и в методическом отношениях. Дело в следующем
Для теории и практики важно знать, почему выбор варианта поведения и деятельности работника неоднозначен. Разумом он признает правильность ценностей, принципов, норм, а на эмоционально-психологическом уровне более глубоко воздействуют потребности и интересы. Известно, что базисом мотивации (теория Маслоу) выступает иерархия таких потребностей как физиологические, так и потреби оста в саморегуляции жизнедеятельности организма, потребность в гарантии обеспеченности в будущем, социальные потребности и т.д.
В мотивации трудовой деятельности материализуется личностное отношение индивида, складывающееся не только из потребностей, интересов, мотивов, но из ценностных ориентации, навыков, субъективного опыта в труде.
В научной литературе общепризнанно, что удовлетворенность трудом (работой и профессией) не всегда адекватно реализуется в объективных показателях труда. Ориентация на те или иные условия трудовой деятельности, выражающаяся в конкретных поведенческих актах, может не соответствовать осознанным оценкам данных условий, а ценностные представления и мотивы поведения могут не соответствовать содержанию потребностей и стимулов трудовой деятельности. Дело в том, что направление действий может быть связано с целью действия и может не иметь с ней ничего общего.
Если же говорить о данных, полученных при изучении связи между