Ви є тут

Муниципальный контроль в сфере предпринимательства : Социологические аспекты

Автор: 
Гамм Петр Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000273701
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................... 3
РАЗДЕЛ I. Контроль в системе муниципальной политики при переходе к рынку (проблемы концептуального обоснования)-------------------- 15
РАЗДЕЛ II. Основные направления и принципы организации контроля в сфере предпринимательства на муниципальном уровне................ 60
РАЗДЕЛ III. Муниципальный контроль как фактор формирования основ цивилизованного предпринимательства-------------------------------99
Заключение.................................................... 143
Список использованной литературы
150
3
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации всех сторон жизни российского государства особую важность приобретает вопрос о выработке и построении новой стратегии общественного развития, связанной в первую очередь с разработкой эффективной социальной политики, основывающейся на принципах социального партнерства власти и общества.
Актуальность данной проблемы усиливается кризисным состоянием общества, развалом экономики, ослаблением государственной власти, ростом социальной напряженности. Все это обусловливает поиск социальных регуляторов, без которых невозможно динамичное развитие. К числу таких регуляторов относится и социальный контроль, осуществляемый как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления.
Практика показывает, что систематическая контрольная деятельность выступает непременным атрибутом региональной и муниципальной политики, направленной на реформирование всех сторон жизни местных общностей. При определении функциональной роли муниципального контроля следует отметить, что он способен стать действенным фактором поддержки и развития прогрессивных тенденций и явлений, определяющих процесс становления цивилизованных рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о предпринимательской культуре как о новом социальном и культурном феномене, современной России.
Предпринимательство выступает как особый вид социальной деятельности, посредством которой можно достигать конкретные цели в различных сферах жизни общества за счет инициативы, изобретательности,
15
РАЗДЕЛ I.
Контроль в системе муниципальной политики при переходе к: рынку (проблемы концептуального обоснования)
Реформирование общественной жизни России затрагивает весь комплекс интересов личности и социальных групп. Не только в научной литературе, на страницах прессы широко обсуждаются вопросы социальной политики государства, управления социальной сферой разработки эффективной стратегии преобразований. В этом плане особое значение для России как федеративного государства имеет разработка механизмов взаимодействия Федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам обеспечения социального мира и стабильности. Сейчас основную тяжесть расходов по практической реализации социальной политики несут местные органы, муниципальные образования. Следует подчеркнуть возрастание роли местного самоуправления.
Попытки внедрения самоуправленческих начал в истории нашей страны предпринимались неоднократно. Конституция Российской Федерации 1993г. дала этому процессу новый импульс. Сегодня во многих регионах России уже реально действуют представительные органы местного самоуправления - на областном, городском, районном уровнях, есть уже и первые результаты их деятельности. Все прочнее в научный оборот и политическую жизнь входит понятие «муниципальная демократия», понимаемое как явление, которое носит преимущественно территориальноправовой характер1. Само существование муниципальной демократии, её эволюция в пространстве и во времени тесно связано с проблемами реализации властных отношений на правовом поле муниципальных образова-
Подробнее см.: Лачуткин A.B. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М., 1995.
16
ний. Оно предполагает демократический порядок разработки и принятия важнейших решений по социально-экономическим проблемам, их соответствие основным принципам правового государства.
В связи с этим следует подчеркнуть, что концептуальной основой разработки и реализации муниципальной политики (как и политики местного самоуправления в целом) является широко известная в научных кругах методологическая парадигма «гражданского общества и правового государства»1. Вне этой парадигмы невозможно адекватное осмысление сложных процессов становления основ новой государственности и институтов местного самоуправления в современной России2. Действенность демократизм, социокультурные потенции этой парадигмы, выработанной выдающимися мыслителями (Гоббс, Локк, Монтескье, Гегель, Руссо) на протяжении ряда веков и прошедшей проверку «на прочность» в ряде развитых стран, обеспечивается эффективностью целостной системы народовластия и верховенства права.
Развернутое, многоуровневое народовластие и правовая государственность стали сегодня системообразующими компонентами общества с развитой рыночной, социально-ориентированной экономикой. В нашей стране, где рыночная экономика пока еще только формируется, нсобходи-
1 Взаимосвязь этой парадигмы с проблемами местного самоуправления подчеркивается в работах: Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Саратов, 1997; Ясюнас В.Л. Основы местного самоуправления. М., 1998, Волков Ю.Г., Дыльнов Г.В. (и др.) Местное самоуправление: российский путь Саратов, 1999; Аксёненко Ю Н. Местное самоуправление в государственном устройстве современной России Саратов, 1999, и др.
Подробнее см.: местные органы власти и формирование рыночной экономики: элементы технологии реформ. М., 1992. Т. 1-3, Дрожжин В А. Местное самоуправление: история и российская реальность // Гуманитарные науки. 1997. №1; Дорожкин Ю.Н. Реформа местной власти // Социологические исследования. 1997. №8; Иванова В.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы методологии и организации // Гуманитарные науки 1997. №2; Государство и местное самоуправление: региональные проблемы. Саратов, 1998, и др