2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................- 3-17
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
КНИЖНОГО РЫНКА.....................................- 18-68
1.1.Книжный рынок как предмет социологического анализа..- 18-31
1.2. Маркетинг как инструмент изучения книжного рынка...- 32-53
1.3. Качественные и количественные методы социологического
анализа книжного рынка - 54-68
Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО КНИЖНОГО РЫНКА.........................- 69-145
2.1. Социальные факторы, влияющие на состояние книжного рынка
в условиях становления рыночных отношений в России.........- 69-83
2.2. Характеристика социальных процессов на рынке книжного
дела в России..............................................- 84-120
2.3.Новые формы современного книжного рынка - 121-145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................- 146-153
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ - 154-160
3
Введение
В современных условиях переходной экономики в России проблема организации и функционирования, а также изучения книжного рынка является весьма сложной проблемой. Как и всякая торговля, книжная торговля является связующим звеном между производством книги (книгоиздательством) и потреблением книжной продукции. Книжный рынок - это сфера формирования спроса и предложения на книжную продукцию; это места, где происходит регулярная продажа книг населению; это количество покупателей (в том числе потенциальных) каких-либо товаров и услуг. При этом продавцами выступают государственные и коммерческие магазины, книжные ярмарки, частные лица и т.д. Наконец, книжный рынок - составная часть книжного дела как разновидности деятельности, связанной с производством, приобретением и реализацией книжной продукции.
К сожалению, приходится констатировать недостаточную изученность состояния книжного рынка. Впрочем, на это есть несколько причин. Во-первых, незавершенность создания информационной системы книжного рынка, баз данных, системы социологических исследований. Во-вторых, трудности в получении информации по причине непрозрачности деятельности ряда книготорговых предприятий (в силу экономических и социальных причин).
Не случайно, говоря о трудностях (в плане их преодоления) в сфере книжной торговли на IV съезде Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР), её президент В.Сластененко отметил "статистическую проблему", подчеркнул необходимость "нормализаций и улучшения сбора данных о книжном деле.., поддержки научно-исследовательских работ отраслевых институтов и собственных исследований книжного рынка.., развития информационной инфраструктуры"1.
1 См.: IV съезд АСКР. - Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 41.
15
- обосновании возможности и необходимости внедрения электронных книжных магазинов в отечественную практику книжной торговли;
- разработке системы рекомендаций, направленных на оптимизацию выполнения книжным рынком своих социальных функций.
Методология исследования. Автор руководствуется принципами социального детерминизма, историзма и объективного анализа конкретной ситуации, сложившейся в рыночной экономике России. При этом диссертант опирается как на общесоциологические законы, так экономические законы функционирования рынка, применяя и междисциплинарный подход к ею исследованию.
В качестве методологических принципов в диссертационном исследовании были использованы принципы:
- целостного подхода к анализу исследуемого явления;
- единства логического и исторического;
- принципы когерентности и непротиворечивости выдвигаемых положений.
В работе использовались также приемы структурного анализа, интерпретационный метод, элементы системного подхода.
Эмпирическая база исследования. Автор принимал участие в серии общероссийских социологических исследований состояния книжного дела, проводимых методами анкетирования в Институте книги Всероссийской книжной палаты под руководством д.ф.н., проф. В.Ц.Худавердяна в 1992-1993, 1995-1996 и 1998 гг. (Совокупный объем выборочной совокупности - 8764 респондента).
Диссертантом были проведены экспертные оценки представителей субъектов книжного рынка в 1997, 1998 и 1999 гг. (общая выборочная совокупность - 459 экспертов).
16
Были обобщены и проанализированы данные государственной и исследовательской статистики по состоянию книжного дела и книжного рынка в Российской Федерации.
В ходе исследования было проведено 34 процедуры фокус-групп с совокупным количеством участников - 482 человека.
Методы исследования. В ходе выполнения диссертационного исследования применялись общенаучные методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и т.д.); методы ситуационного анализа, поисковых прогнозов (экстраполяции, последовательных приближений и др.); анализ документов (на практической базе книжного магазина); вторичный анализ статистических и других данных; анализ данных экспериментальных продаж и др.
Практическая значимость работы. Данная работа носит как теоретический, так и практический характер. С одной стороны, результаты социологическою исследования дополняют и развивают понимание проблем становления и развития рыночной системы книжного дела в России. Они могут быть использованы как в ходе последующих исследований, так и при организации учебного процесса в вузах, готовящих специалистов книжного дела.
С другой стороны, результаты исследования, в особенности касающиеся современного состояния книжного рынка, перспектив его развития на ближайшие годы, а также прогноз цен на книжную продукцию и покупательного спроса, предложения и выводы, сформулированные в диссертации, имеют практическое значение для развития российской книжной торговли и могут быть реализованы в формировании нового российского рынка книжного дела. На основе данных исследования диссертантом, в частности, были внедрены виртуальные формы книжной торговли.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования излагались на научных конференциях и семинарах. Среди них: международная конференция "Розничная книжная торговля в России" (Москва, октябрь
- Київ+380960830922