Ви є тут

Мотивация к инновационному предпринимательству

Автор: 
Костанди Георгий Георгиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000292340
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
.. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации к инновационному предпринимательству ...............15
1.1. Теоретические подходы к изучению мотивации .............15
1.1.1. Роль мотивации в управлении человеческими ресурсами................................................15
1.1.2. Мотивация к инновационной деятельности.............30
1Л.З. Мотивация к предпринимательской деятельности 35
1.2. Методологические подходы к изучению мотивации .......... 52
1.2.1. Социологический................................... 52
1.2.2. Структурно-типологический..........................55
1.2.3. Синтез подходов................................... 70
ГЛАВА 2. Результаты эмпирических исследований мотивации к инновационному предпринимательству .........................72
2.1. Программа экономико-социологического и экономикопсихологического исследования ............................... 72
2.1.1. Введение.......................................... 72
2.1.2. Цель, задачи и гипотезы исследования ............. 83
2.1.3. Инструментарий исследования .......................85
з
2.2. Анализ результатов исследования мотивации к инновационной и предпринимательской деятельности
в различных группах респондентов ...........................90
2.2.1. Студенты выпускных курсов вузов Санкт-Петербурга ....................................... 90
2.2.2. Молодые специалисты Санкт-Петербурга ........... 95
2.2.3. Слушатели специальных экономических факультетов вузов Санкт-Петербурга
по программе второе высшее ...........................103
2.3. Рекомендации по управлению мотивацией
к инновационному предпринимательству ......................140
2.3.1. Школа инновационных предпринимателей ......... 140
2.3.2. Инновационный консорциум ..................... 142
2.3.3. Государственная идеология .................... 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................156
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................177
Говоря о принуждении, мы поддерживаем определение и классификацию, приведенную в работе В.В.Радаева [147]. Под принуждением В.В.Радаев понимает «безальтернативное подчинение человека внешним по отношению к нему условиям и перечисляет следующие формы принуждения:
- внешнеэкономическая, выражающая отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости человека от других людей и организаций;
экономическая, под которой понимается односторонняя зависимость человека от материальных условий существования;
- технологическая, выражающая одностороннюю зависимость человека от условий труда и производства;
- идеологическая, возникающая как продукт манипулирования личным интересом» [147, С.65-66].
Прежде чем говорить о стимулировании, мы считаем необходимым, четко разделить термины стимул и мотив. Для этого введем понятие идея. В основе предпринимательской и инновационной деятельности и, безусловно, в основе инновационного предпринимательства лежит «идея - высшая форма познания внешнего мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование. Если при этом направление преобразования носит созидательный характер, то в идее должен быть воплощен идеальный образ будущего преобразованного мира». * Мотив в определенном смысле сходен с понятием идеи. Он также подразумевает действия.
Идея//Краткий философский словарь/Под общ. ред. И.В.Блауберга и И.К. Пантина.-4-е изд.-М.:Политиздат. 1982.-С. 105-106.
Идея стола, по Платону, это совокупность всех существующих свойств стола.1 Мотив же есть совокупность всех функциональных возможностей, которые можно извлечь при его использовании. Стимул - это сам стол. Следовательно, стимул (от лат. stimulus -остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - это форма, мотив (от латинского movere - побуждать, приводить в движение) - содержание. Следует учесть, что стимул и мотив существуют одновременно и внутри сознания личности (эндогенные) и во внешней среде (экзогенные), подробнее в работах Дж.Уотсона и С.Гинцбурга.2 В первом случае мотив и стимул идеальны, то есть стимул наделен тем набором мотивов, которые сформировались в сознании личности с приобретением жизненного опыта, или его надеждами. Во втором случае возможны два варианта: или мотив и стимул реально существуют в окружающем мире и доступны восприятию личности, и тогда они существуют, как конкретное воплощение абсолютной идеи по Платону, или стимул и мотив сформулированы другим человеком и искусственно созданы им подобно тому, как создаются потребности в маркетинге.
Исходя из этого мотивация - это внутренний процесс, включающий в себя осознание, оценку и принятие мотива поступка. Под оценкой мы понимаем сравнение мотива с диспозиционной структурой личности, подробнее этот вопрос излагается в [85. С. 7-10 и 88, С. 87-90]. Мотивирование - это процесс рационального
1 А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи Платон: жизнеописание. - М.: ДЛ. 1977. С.101.
2 Дж.Уотсон Психология как наука о поведении. - М.-Л., 1926: С.Гинсбург Стимулы и реакции//Элементы общей психологии/Под ред. К.Корнилова, М., 1930.