Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Малое предпринимательство как объект социологического анализа...............................................................13
1.1. Генезис предпринимательства как особой социальной группы общества..............................................................13
1.2. Малое предпринимательство в системе общественных
отношений.............................................................23
Глава 2. Перспективы малого бизнеса в зеркале общественного
мнения................................................................54
2.1. Статусно-ролевая самоидентификация мелкого предпринимателя.......................................................54
2.2. Малый бизнес: страхи и надежды общественного
мнения................................................................66
Глава 3. Стратегии малого предпринимательства в региональном измерении.............................................................88
3.1. Приграничное пространство как фактор взаимодействия
малого бизнеса........................................................88
3.2. Социальные проблемы малого бизнеса и пути их
решения..............................................................103
Заключение...........................................................126
Библиографический список использованной литературы...................132
Приложения...........................................................145
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из основных результатов реформирования постсоветского социально-экономического пространства России стало появление секторов экономики, основанных на рыночных отношениях. К таким секторам относится, прежде всего, малое предпринимательство, открывшее новый путь в социально-экономическом развитии страны
За годы реформ малый бизнес в российском обществе укрепился, демонстрируя свою жизнеспособность во многих регионах. Так, в Хабаровском крае каждый пятый работник (21,4 %) занят в сфере малого бизнеса. В 2002 году ими произведено продукции и оказано услуг на сумму свыше 21 млрд. рублей, что составляет около 11 % от общего объема ВВП всех отраслей края.1 На многих малых предприятиях промышленности, транспорта, в строительстве и других сферах отмечается высокий уровень производительности труда.
Однако развитие малого бизнеса тормозится существующей системой его «поддержки» со стороны государства. Если в малом предпринимательстве в европейских странах занято около 70 процентов, то в России - 10 процентов от общего числа работающих. По итогам 1 квартала 2000 года, количество малых предприятий в России уменьшилось на 1,9 процента, а доля налоговых поступлений от малого бизнеса в общем объеме налоговых платежей по стране составляет 8-9 процентов.2
Особенно остро эти противоречия проявляют себя на отдаленных территориях, к которым относится Дальний Восток России. Социально-экономические стратегии освоения дальневосточных территорий с 80-х годов XIX до 90-х годов XX века основывались на принципах государственного патронажа над развитием этого богатого и перспективного
1 Судаков Д. Большой план для малого и среднего бизнеса // Тихоокеанская звезда. 10 октября 2003 года. - С. 3
2 См.: Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о состоянии малого предпринимательства - М., 2000.
В 1988 г. число действующих кооперативов составляло 77,3 тыс. и их количество неуклонно росло (в 1990 г. составило 1102,2 тыс.) [32]. При этом надо учитывать, что отдельные структуры общественного производства были весьма близки по своей сути к коммерческой деятельности. К таким относится советская торговля, которая по названию была государственной, а по существу являлась полностью коммерческой, но с оттенком криминала.
Довольно большие слои населения относились к кооперации негативно. Согласно результатам социологических исследований, примерно 75% опрошенных респондентов относились к кооператорам весьма плохо, считая их спекулянтами, жуликами и т.д. [51]. Весьма нелестными эпитетами наделяла их и власть.
Происходило ограничение сферы кооперативного занятия, нередко им запрещали вести свою коммерцию в целых отраслях и производствах, усложняли систему оформления. Достаточно сказать, что создавались при исполкомах советов депутатов разных уровней специальные комиссии, которые рассматривали ходатайства и давали разрешение на ведение коммерции исходя из своих представлений: кому можно, а кому нельзя этим заниматься и т.д. Кооперативы оказались выключенными из всей системы производства и распределения, по сути дела им обрубали сырьевые концы и ограничивали сферы распределения произведенного ими продукта и пр.
Одним из серьезных препятствий для развития малых предприятий являлись противоправные действия (рэкет, взятки и др.).
Вместе с тем предпринимательская сфера развивалась довольно бурно. Достаточно сказать, что примерно каждый год прирост произведенной продукции и услуг увеличивался примерно на один процент от общего национального валового продукта, как это исчисляли раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост, по неполным данным, примерно 4% валового национального дохода.1
Специфика российского предпринимательства заключается в том, что
1 Экономика и жизнь. - 2001. - № 23.- С.5.
оно развивалось параллельно с централизованной экономикой, при отсутствии у населения опыта экономической самодеятельности и экономических свобод. Первые шаги экономических реформ показали, что становление социального слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. Если в мае 1992 года (по данным ВЦИОМ) только 2,2 % опрошенных открыли свое дело, и еще 9,5 % собирались это сделать, то в 1995 году уже 5 % от общей численности опрошенных имели свое дело, а еще 30 % респондентов собирались его открыть. [25]
Проводимая правительством страны политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993-1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, с 1992 г. они составляли 209 %, в 1994 г. - 103,7 %. В I квартале 1995 г. впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. [32]
Динамика изменения количества малых предприятий начиная с 1991 г. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика развития малых предприятий, 1991-1997 гг.
(на конец года)
Год Всего малых предприятий (тыс.) Темп роста числа малых предприятий (%)
1991 268 100
1992 560 209
1993 865 154
1994 896,9 104
1995 877,3 98
1996 829,4 95
1997 837,9 101
- Київ+380960830922