Ви є тут

Социально-экономический анализ инвестиционной деятельности коммерческих банков

Автор: 
Сибирко Иван Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1997
Артикул:
1000183140
179 грн
Додати в кошик

Вміст

стр.
7
7
7
18
29
51
61
61
69
74
84
94
94
101
108
108
117
123
127
133
138
143
146
2
Оглавление
Введение
Глава 1. Рынок ценных бумаг: формирование и правовое регулирование
1.1. Развитие рынка ценных бумаг
1.2. Модели фондовых рынков
1.3. Состояние правовой базы рынка ценных бумаг
1.4. Государственное регулирование фондового рынка. Регулирующие органы.
Глава 2. Коммерческие банки на рынке ценных бумаг: функции и регулирование деятельности
2.1. Общие правовые основы банковской деятельности
2.2. Операции банков с ценными бумагами. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг
2.3. Регулирование деятельности банков в качестве эмитентов ценных бумаг. Акционерные коммерческие банки
2.4. Регулирование деятельности банков в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг
Глава 3. Социально-экономический инвестиционный анализ
3.1. Инвестиции: сущность и виды
3.2. Инвестиционные риски и гарантии
Глава 4. Методика социально-экономического анализа эмитента
4.1. Оценка объекта инвестиций
4.2. Оценка сбыта и конкурентоспособности продукции
4.3. Трудовые ресурсы предприятия
4.4. Рентабельность и объем необходимых инвестиций
4.5. График финансирования и возврата инвестиций
4.6. Оценка акционерного капитала Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблемы функционирования и развития российского рынка ценных бумаг в последнее время привлекают к себе пристальное внимание не только правительства и парламента, российских и зарубежных специалистов, но и весьма широких слоев населения. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Не останавливаясь подробно на их анализе, отметим лишь, что именно фондовых рынок в развитой рыночной экономике играет ведущую роль в накоплении инвестиций и их перераспределении между отраслями хозяйства, в привлечении средств миллионов реальных и потенциальных инвесторов.
Условием эффективности рыночных механизмов и, в особенности такого сложного, как рынок ценных бумаг, является установление четких, непротиворечивых и стабильных норм и правил для всех участников рынка.
Правовое регулирование развитых фондовых рынков представляет из себя сложную систему, состоящую из нормативно-правовой базы и деятельности государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за функционированием рынка ценных бумаг. Тем более сложной эта проблема является для только формирующегося российского рынка ценных бумаг.
Особая роль на фондовых рынках принадлежит коммерческим банкам. В настоящее время в России банкам принадлежит более половины от общего объема вложений на финансовом рынке. Поэтому от работы коммерческих банков на фондовом рынке во многом зависит эффективность инвестиционных процессов в России, что в свою очередь определяет развитие производственных связей во всех отраслях экономики. В связи с этим развитие теории и методологии социально-экономического анализа инвестиционной деятельности коммерческих банков, включая анализ эмитента, является в настоящее время особенно актуальным.
3
этих ценных бумаг, используют их скорее в спекулятивных целях, а потому и заинтересованы в краткосрочных облигациях, в то время как в интересах государства - размещение долгосрочных облигаций.
Особенно сильно от гипертрофированного развития рынка государственных долговых обязательств страдает рынок корпоративных ценных бумаг, призванный стать эффективным источником привлечения на долгосрочной основе инвестиционных ресурсов. Так, по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, с января по декабрь 1995 г. банковские вложения в операции с ценными бумагами возросли более чем вдвое. Однако удельный вес вложений в корпоративные акции не превышал 10%, тогда как вложения в государственные долговые обязательства составляли более 80%9. И хотя на рынке ГКО обращаются не столько инвестиционные капиталы, сколько временно свободные ресурсы - остатки средств на корсчетах в банках, его стремительное наращивание в значительной мере сдерживает инвестиционную активность в производственной сфере.
Рынки других государственных долговых обязательств на протяжении последних двух с половиной лет значительно уступали по своим объемам рынку ГКО. Наиболее заметными среди них являются облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). По итогам 1995 г. объем их эмиссии составил 14,0 трлн. рублей, а объем размещения - 6,2 трлн. рублей. В результате в федеральный бюджет было привлечено в виде чистого дохода от реализации ОФЗ 1,7 трлн. рублей10.
Рынок государственных долгосрочных обязательств (ГДО) остается незначительным сегментом рынка государственных ценных бумаг. ГДО были выпущены в 1991 г. Минфином со сроком погашения 30 лет и скуплены Центральным банком РФ для реализации через его региональные подразделения. Центральный банк ежегодно выкупает облигации по объявленным за год вперед ценам. Основными операторами на этом рынке являются страховые компании и пенсионные фонды, которым необходимо иметь в своем страховом фонде не мснсе 10% государственных ценных бумаг.
Казначейские обязательства (КО), статус которых был утвержден постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 "О выпуске казна-
“ГТроклова Е. Фондовый рынок вступает в законные права. - Экономика и жизнь. 1996. № 20. с. 1. '“Социально-экономическое положение России. Январь - февраль 1996 г. М.. Госкомстат РФ, 1996, с. 113.
14
чейских обязательств", эмитировались в безбумажной форме с осени 1994 г. и представляют собой государственное оформление в виде ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке, бюджетных долгов предприятиям. По соглашению с МВФ срок обращения КО был установлен до 1 марта 1996 г. Главным предназначением КО является покрытие бюджетного дефицита и погашение задолженности между предприятиями одной отрасли. КО выпускались на срок от двух до 12 месяцев. В 1994-1995 гг. было выпущено около 250 серий КО, что по суммарному объему составляет около 12 трлн. рублей.11 Следует отметить, что эмиссия КО покрывала в 1994 г. 9,7% дефицита государственного бюджета, а в первой половине 1995 г. доля покрытия за счет их эмиссии возросла до 14%.12
Сравнительно небольшие сегменты рынка государственных ценных бумаг занимают облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, золотые сертификаты Минфина РФ, некоторые другие государственные фондовые инструменты, а также так называемые региональные ценные бумаги, эмитируемые в субъектах Российской Федерации.
Рынок негосударственных ценных бумаг пока находится на начальной стадии своего формирования и еще весьма далек от цивилизованного состояния. А поскольку до сих пор не существует государственной концепции развития рынка ценных бумаг, то формируется он стихийно, без четкой модели организации, а выбор приоритетов инвестирования и конкретные инвестиционные решения осуществляются исходя из политической конъюнктуры.
Процесс формирования технической инфраструктуры фондового рынка (депозитарии, расчетно-клиринговые центры, информационные сети и др.) по существу начался только в 1994 г. До сих пор отдельные из этих функций выполняются самими коммерческими банками и их объединениями. Депозитарная сеть растет в связи с появлением акций приватизированных предприятий и, соответственно, с появлением спроса на услуги по ведению реестра акционеров, депонированию акций, регистрации сделок и переоформление прав собственности и т.п. В то же время многие другие функции депозитария (депонирование, хранение и учет ценных бумаг, обслуживание дивидендных и процентных платежей, начисление и выплата дивидендов и процентов, залог
Макаревич Л. Казначейские обязательства обогащают банки и разоряют промышленность. Финан-
совые известия. МЬ 47(176). 6.07.1995, с. III.