Ви є тут

Управление трудовыми конфликтами на российских предприятиях в условиях становления социального партнерства

Автор: 
Шаленко Валентин Николаевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
276205
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава первая. Методологические и теоретические основы исследования трудовых конфликтов.
§1. Методологические основы и анализ основных понятий «ресурсной концепции».
§2. Современные теории и модели трудового конфликта в организации предприятия.
§3. Социологический анализ форм трудовых конфликтов.
§4. Характеристика процесса и функциональных последствий трудового конфликта.
Глава вторая. Трудовые конфликты на российских предприятиях переходного периода как эмпирическая основа «ресурсной концепции» управления.
§1. Экономико-социологический анализ детерминант трудовых конфликтов.
§2. Субъекты социальных конфликтов в сфере трудовых отношений: структура и динамика.
§3. Институт власти на предприятиях как механизм возникновения трудовых конфликтов.
§4. Ценностно-нормативный конфликт в производственной организации: «традиционализм - рационализм».
§5. Трудовые конфликты и состояние социальной сферы на российских предприятиях.
Глава третья. Конфликтологическая теория забастовок и результаты их социологического исследования.
§1. Коллективная трудовая забастовка: виды, факторы, социальный процесс.
§2. Массовая трудовая забастовка шахтеров как объект социологического анализа.
4
19
19
63
94
110
129
129
168
191
204
229
239
239
259
2
§3. Специфика открытого трудового конфликта на российских предприятиях (по материалам социологического исследования забастовок 1989-1993 гг.).
Глава четвертая. «Ресурсная - концепция» управления трудовыми конфликтами: специфика, проблемы и возможности практического применения.
§1. Теоретические модели, способы и процедуры управляющего воздействия на трудовые конфликты.
§2. Экономические механизмы профилактики и регулирования конфликтных трудовых отношений на предприятиях.
§3. Правовые основы и процедурные аспекты регулирования коллективных трудовых споров в России.
§4. Опыт трудового арбитража и посредничества при разрешении трудовых конфликтов в западных странах.
§5. Конфликтные трудовые отношения в системе социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
277
304
304
322
336
370
382
397
405
3
причинению наибольшего ущерба другой стороне. Стремление добиться полной «победы», отнять у противника все, чем он располагает (применительно к объекту конфликта), лишает социальное взаимодействие субъектов антагонистических отношений рациональною характера, требуя от них чрезмерно высокой платы та успех, практически «любой цены». Недопустимость иррационального агрессивного поведения усугубляется еще и теми обстоятельствами, что антагонисты проявляют крайнее пренебрежение к нормам этики, культуры спора и выяснения своих отношений, правовой нигилизм.
Поэтому борьба как тип противоречивого социального взаимодействия между людьми утрачивает свой цивилизованный и потенциально позитивный характер, если лишается одной или нескольких выделенных выше характеристик. Антагонизм означает переход борьбы в нецивилизованные рамки, что позволяет разделять конфликты на конструктивные и деструктивные. Тогда действительно ключ в работе с конфликтом будет заключаться «не в минимизации его негативных и позитивных сторон, а в принятии этих обеих позиций вместе и в стремлении понять, как конфликт развивается: в разрушительном или продуктивном направлениях»1.
По признаку «встроен и ости» реального конфликта в структуру противоборства участников, на мой взгляд, полезно различать конфликтную и неконфликтную борьбу. Качественные различия между ними представлены в таблице №2.
Таблица №2
Характеристика типов социальной борьбы
Конфликтная борьба Неконфликтная борьба
1. Характер противоречия Реальна» прот ивоположность интересов и целей Искусственная противоположность интересов и целей
2. Характер взаимодействия субъектов Преи.и\ччсственно сило вое против« юрство, включая насилие Различные формы противоборства, силовое давление как исключение
Folger J.P., Pool М.S. WorkingThrough Сои fl ici \ Communication Perspektive. Glicnvicw. Illinois. 1884. P.3
44
(угрозы, шантаж, интриги и т.п )
3. Причинение ущерба Выступает как средство достижения цели, «победы» Выступает как побочный результат, следствие противоборства
4. Образ «победы» в глазах субъектов ОбяЗШН 1 Н»ИЫй итог противо “орства, "поражение” исключено Желательный итог противоборства, неудача вероятна
5. Оценка предложений, выдвигаем ых оппонентам и Они по., .остью неприел демы, так как исходя т от оппонента Они могут признаваться как правильные и приемлемые, несмотря на то, что выдвинуты оппонентом
6. Роль «правил игры» для субъектов Сторон 1. соблюдают их как внешпк о навязанную норму Стороны ПОДЧИНЯЮТСЯ им сознательно и добровольно
Противоположностью борьбе, а тем более антагонизму, является социальное сотрудничает но, к; горое представляет собой согласованное взаимодействие людей., управленческих субъектов, предполагающее взаимную поддержку, помощь, ответственность, обмен товарами и услугами, сопровождаемые позитивными переживаниями и направленные на достижение нужного результата. Сотрудничество выступает как стартовый этап совместных действий людей, объединенных общими целями и ценностями, без которого невозможен успешный результат социально-трудовой деятельности. В свою очередь, эффективное сотрудничество осуществляется при помощи специальных приемов, включаюимх учет интересов партнера и значимых для него ценностей, поддержку в экс г; смальных ситуациях и т.п.1
Следовательно, антагонизм и борьба как типы противоречивого социального взаимодействия одь.чают переход обостренного общественного противоречия на уровень взаимного противодействия субъектов в противовес
' См Данакин Н С., Дятченко Л Я Тех, ологии сотрудничества и противоборства. Белгород, 1993.
45