Ви є тут

Предпринимательство в сфере услуг в Республике Саха, Якутия : Социологический аспект

Автор: 
Местникова Агата Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273651
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ.............................12
/. 1. Феномен института предпринимательства в классических и современных теориях........................................12
1.2. Экономико-социологический подход к исследованию
предпринимательства в сфере услуг..........................33
ГЛАВА 2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)......................................39
^ 2.1. Особенности экономики Республики Саха (Якутия).........40
4. 2.2. Динамика современных демографических и трудовых процессов в
регионе....................................................51
2.3. Этнокультурные аспекты предпринимательства и занятости населения..................................................63
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ).................................90
3.1. Современное состояние малого предпринимательства и рынка услуг.. 90
3.2. Особенности городского и сельского предпринимательства в
* Республике Саха (Якутия): по результатам социологических исследований
...........................................................96
3.3. Сфера услуг: перспективное направление развития
предпринимательской инициативы в Республике Саха (Якутия)..117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................143
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................153
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации.
Изменения, происходящие в социальной, экономической и политической жизни России, накладывают свой отпечаток на все социальные институты общества. В условиях экономических преобразований остается повышенным научный интерес к проблеме развития предпринимательства. Если в начале 1990-х гг. российские исследователи рассматривали, в основном, общие процессы и закономерности функционирования предпринимательства, то сейчас особое внимание уделяется частным, специфическим сторонам данной проблематики, в том числе -особенностям формирования этнического и регионального предпринимательства. Региональное предпринимательство в Якутии, в силу влияния этнокультурных особенностей, имеет своеобразный круг социальных проблем, изучение и объяснение которых на современном этапе развития экономики и общества становится особенно актуальным.
В сложных социально-экономических, природно-климатических условиях проживания населения Республики Саха (Якутия) остро стоят проблемы социальной ориентированности экономики, наиболее полного удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, чего невозможно достичь без развитой сферы услуг. Сфера услуг в Республике Саха (Якутия) находится на начальной стадии развития, и сейчас назрела необходимость активизации предпринимательской инициативы в данной отрасли. Мировой опыт показывает, что развитие предпринимательства в сфере услуг является неотъемлемым условием стабилизации экономики, социальной сферы и повышения уровня занятости.
В условиях быстрых сдвигов в структуре и приоритетах экономики, возросла потребность управленческих структур в социологическом обеспечении программ поддержки рынка услуг, в получении аналитической информации о формировании непроизводственной сферы экономики, в выработке практических рекомендаций.
Актуальность и значимость диссертационного исследования определяется: во-первых, недостатком в Республике Саха (Якутия) исследований, направленных на изучение социальных особенностей становления предпринимательства; во-вторых, потребностью в поиске и определении перспективного направления развития регионального предпринимательства, учитывающего социальные особенности
Вебер высказывал идею, что у истоков происхождения европейского капитализма находится религиозно-этический комплекс, воспитывающий у личности такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Вебер назвал данный свод этических норм «мирским аскетизмом».
Протестантская этика способствовала капиталистическому развитию и стала предпосылкой для успешной предпринимательской деятельности. Предприниматель Вебера выбирал неутомимый труд и следование аскетическому поведению ради получения прибыли. Макс Всбср говорит об адекватности духа капитализма и духа протестантизма, благ одаря сочетанию которых, индивид предпочитает преследовать этические нормы (поведения, дисциплины, честность) не только в повседневной жизни, но и в профессиональных делах.
Таким образом, Вебер первый зафиксировал универсальное значение протестагггизма для капиталистического развития Запада и выявил рациональность как основную характеристику предпринимателя.
В. Зомбарт (1863-1941) в труде «Буржуа» рассматривает предпринимательский дух как один из составляющих капиталистического духа у его носителя - буржуа. «Предприниматель, если он хочет иметь успех, - писал Зомбарт, - должен осуществлять весьма различные функции, а именно: завоевателя, организатора, торговца»8. В ходе развития капиталистических отношений эти три функции (завоевателя, организатора и торговца) с различной степенью проявляются в шести предпринимательских типах: разбойник, феодал, государственный чиновник,
спекулянт, купец, ремесленник. Разбойники, феодалы и спекулянты, по Зомбарту -являются носителями героического начала капитализма, а государственные чиновники, купцы, ремесленники - носителями мещанского духа. В результате сосуществования в буржуа двух начал - героического и мещанского, происходит раздвоенность личности предпринимателя, что находит отражение в его профессиональной деятельности и обыденной жизни.
Выполнение предпринимательских функций требует определенных душевных качеств и многочисленных способностей, в числе которых Зомбарт называл обладание духовной свободой и духовной энергией, постоянство воли, организаторские способности, умение хорошо вести переговоры и убеждать
* Зомбарт В. Буржуа. Этюды но истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука. 1994. с.46.
16
клиентов, решительность и готовность к риску9. По мнению немецкого ученого, предприниматель должен иметь духовную предрасположенность, то есть быть толковым, умным и одаренным человеком. Он выделяет в отдельную категорию предпринимательские натуры, которые являются источником формирования слоя предпринимателей, с успехом выполняющих свои функции: «Предпринимательские натуры - это люди с ярко выраженной интеллектуально-волюнтаристической одаренностью, которою они должны обладать сверх обычной сгепени, чтобы совершить великое, и с запахнувшей чувственной и душевной жизнью»10. Зомбарт противопоставлясг капиталистическим предпринимателям художников, приводя множество доводов о различиях личностных качеств тех и других (целеустремленность и целевраждебность; интеллектуальность и чувственность; твердость и мягкость натуры; экстравертированность и интравертированность и др.).
С вышеизложенными выводами теоретика буржуазии нельзя не согласиться, они предоставили для современных ученых большой материал для научного осмысления личности предпринимателя. По оценкам специалистов, только 6% жителей любой страны обладают способностью к предпринимательству и одновременно готовностью заниматься собственным делом11. Предпринимательство, как и любая другая профессия, требует от человека определенных качеств, таких, как: творческое начало, природный талант, ум, мобильность, бысгрога реагирования на ситуацию, широта мышления и знаний.
Л. Мизес (1881-1973) был убежденным сторонником свободной рыночной экономики, как наиболее отвечающей самой человеческой природе. По его мнению, вмешательство государства нарушает естественный процесс экономической жизни12. Мизес первый обосновал положение о том, что без свободной рыночной экономики общество лишится хозяйственного компаса, так как невозможно будет производить расчет эффсюивности конкретных производств, технических нововведений, капиталовложений13. Он приводит целый ряд причин ненависти к капитализму и прослеживает последствия действия таких предубеждений. В качестве одного из доводов в пользу капитализма он приводит вывод о том, что только при рыночной
* Гам же. с.45-49.
10 Там же. с.153.
11 Блинов А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: «Ось-89». 1997. с. 18.
12 См.: Мизес Л. Антикаииталистическая ментальность / Л. Мизес фон; пер. с англ. Б. Пинскср, науч. ред. Р. Левит. 2-е изд. Нью-Йорк: Телекс, 1992.
13 Там же, с.7Я.