Ви є тут

Малое предпринимательство как объект социологического исследования : Региональный аспект

Автор: 
Гузев Антон Михайлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271100
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Предпринимательство как социально-экономическое
явление: основные подходы к исследованию 12
1.1 Феномен предпринимательства в социальных науках 12
1.2 Социальный портрет современного российского предпринимателя 31
Глава II. Социологический анализ потенциала малого
предпринимательства в регионе 53
2.1 Становление современного малого предпринимательства в России и ее регионах 53
2.2 Формирование сектора малого предпринимательства в регионе: основные характеристики, противоречия, факторы 81
2.3 Малое предпринимательство в представлении различных социальных групп 118
Заключение 139
Список литературы 145
Приложение 164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации одной из перспективных и неотложных задач, поставленных перед правительством, названо снятие преград, мешающих развитию малого бизнеса в России. В частности, в Послании говорится о том, что «начинающему бизнесу крайне важно дать возможность «встать на ноги». Между тем, непродуманные, либо недоработанные проекты часто ставят наше предпринимательство не «на ноги», а «на уши»... У предпринимательства в целом - а малого в особенности - огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением»1.
Несмотря на принятые в последние годы десятки Указов Президента, Постановлений Правительства, федеральных законов, региональных законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства, по своему реальному месту в социальной и экономической жизни страны в относительных величинах оно все еще в 5-10 раз уступает развитым странам. Наиболее часто называются такие причины, как “неразвитость” государственного регулирования, сохранение бюрократического контроля, налоговый пресс, общая криминализация экономики и другие, действительно существующие и оказывающие негативное влияние на малое предпринимательство. В то же время нельзя не признать, что несмотря на препятствия малое предпринимательство в России состоялось и уже выполняет ряд важных экономических и социальных функций, а предприниматели составляют значимый социааьный слой общества.
Осуществляемые в настоящее время попытки перевода российской экономики и общества на модель устойчивого развития, формирования параметров будущего не могут быть успешными без осмысления феномена
1 Российская газета. 19 апреля 2002 г.
действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им" (184, с. 176).
Заслуга А. Смита состоит и в анализе взаимосвязи социальной структуры общества и форм доходов: предприниматель (капиталист) получает прибыль, землевладелец - земельную ренту, рабочий - заработную плату.
Давая характерирстику современному ему предпринимателю А. Смит, также как и Р. Кантильон, акцентирует внимание на рискованности предпринимательского дела. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации особой коммерческой идеи и получения прибыли, идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска, а предпринимательская прибыль и есть компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности (185,с. 73).
Аналогичных взглядов придерживался и Ж.-Б. Сэй. В книге «Трактат политической экономии» он сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование трех классических факторов производства - земли, капитала и труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Ж.-Б. Сэя - в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.-Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство, и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». По мнению Ж.-Б. Сэя, "предприниматель - это лицо, которое берется на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт" (194, с. 170).
15
Со второй половины XIX столетия представителями различных направлений социальных наук начинается пристальное рассмотрение предпринимательства и личности предпринимателя. Отличие функциональных ролей капиталиста-собственника, наемного управляющего и предпринимателя отмечали И.фон Тюнен, Ф.Найт, Г.фон Мангопьдт. Последний, в частности, отмечал различие "производства на заказ" и "производства на рынок", которому присущи риск и неопределенность.
Античная традиция негативного отношения к предпринимательству уже на новой спирали общественного развития была осуществлена в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, Т Веблена. Для них предприниматели (капиталисты) - это паразитирующий класс, который живет за счет эксплуатации наемного труда. Так, при при изучении предпринимательства К. Маркс сконцентрировал свое внимание на социально-экономических и политических проблемах, рассматривая его в системе категорий собственности, класса, эксплуатации. В "Капитале" К. Маркс дал оценку исторической роли буржуазии, провел анализ отношений собственности, выявил проблемы функционирования и организации производства. Для нашего исследования большое значение имеет выделение им капитала - собственности и капитала-функции. Отличие последней состоит в том, что капиталист выступает здесь как управляющий, наёмный работник по отношению к денежному капиталисту. Собственно предприниматель, по К. Марксу, выступает как действующий «функционирующий капиталист», стремящийся к увеличению добавочной прибавочной стоимости путём использования инноваций в процессе производства (97,с.39).
В работах Т. Веблена трактовка предпринимательства дается в рамках концепции праздного класса. По его мнению, экономическая роль буржуазии является негативной, поскольку ее целью является не экономический рост и прогресс, а стремление получить прибыль любой ценой, т.с. она не
16