Ви є тут

Социотехнический механизм современного промышленного предприятия: пути оптимизации

Автор: 
Матвиенко Ольга Александровна
Тип роботи: 
пути оптимизации
Рік: 
2007
Артикул:
195354
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
1. Социотехнический механизм предприятия в категориях статики и динамики.............................................................15
1.1. Теоретико-методологический анализ научных представлений о социотехническом механизме как базовой составляющей производственной организации..........................................................15
1.2. Социотехнический механизм как ядро устойчивости и развития предприятия..........................................................44
1.3. Взаимодействие социотехнического механизма с внешней конкурентной
средой в условиях рыночной экономики.................................64
2. Оптимизация социотехнического механизма регионального промышленного предприятия (на примере группы компаний “Волгоградский тракторный завод”)...................................................86
2.1. Состояние социотехнического механизма региональных промышленных предприятий..........................................................86
2.2. Модели взаимодействия элементов социального и технического механизмов предприятия с целью обеспечения его координации..........105
2.3. Анализ системы мероприятий по обеспечению оптимизации элементов социотехнического механизма современного регионального промышленного
предприятия и пути ее совершенствования.............................121
Заключение..........................................................148
Список использованной литературы....................................154
Приложение 1........................................................169
Приложение 2...................................................... 173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия XX -начало XXI века ознаменовались переходом к постиндустриальному глобализированному обществу. Существенным образом трансформировалась социальная и экономическая реальность всего мира, в том числе и России. Однако основой любой экономической системы продолжают оставаться промышленные организации. Техника и персонал являются главными стратегическими ресурсами организации. При анализе состояния и развития предприятия все чаще используется социотехнический подход, в котором предприятие определяется как сложная система, состоящая как минимум из двух взаимосвязанных подсистем: социальной и технической.
Эффективность производственной организации определяется развитием потенциала элементов этих подсистем.
Еще недавно техническая подсистема была доминирующей по отношению к социальной. Считалось, что социальная подсистема просто обслуживает техническую. Однако в настоящий момент ситуация несколько изменилась. Теперь именно социальная составляющая определяет функционирование технической. Персонал стал главным ресурсом предприятия, его основным конкурентным преимуществом.
Социотехнический механизм лежит в основе эффективного функционирования и развития современного промышленного предприятия и изменяется под влиянием причинных событий окружающей среды. Глобализация экономики, жесткая конкуренция и рыночные отношения вызывают необходимость оптимизации элементов данного механизма в рамках производственной организации XXI века. Данные трансформации приводят к появлению предприятия нового типа, так называемого “сетевого”, которое уже стало основой экономики развитых стран мира. Однако промышленные предприятия регионов России еще не готовы к формированию нового типа производственной организации, так как
3
развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления отдельных элементов социальной и технической подсистем.
Позже в рамках данного направления работали представители астонской группы и различных версий ситуационного подхода: Дж. Вудворд1, Р. Дабин2, Дж. Томпсон3 и М. Хейр4.
Одной из первых эту проблематику изучала Дж. Вудворд5. Она разделила производственные организации в зависимости от типа используемой ими технологии на следующие группы:
1) производственные организации, производящие единичную специализированную продукцию или продукцию малыми партиями;
2) производственные организации, производящие широкомасштабную и массовую продукцию (прежде всего, использующие конвейерное производство);
3) производственные организации с непрерывным производственным процессом (например, в химической, металлургической или нефтяной промышленностях).
На основе выборочного исследования английских предприятий данный исследователь показала жесткую связь форм социальной организации указанных систем с типом используемой технологии.
М. Хейр6 рассматривает взаимодействие технико-технологической и социально-психологической подсистем в контексте процессов, обусловленных процессами научно-технической революции. В результате этих процессов, с одной стороны, возникает необходимость создания новой техники управления, обеспечивающей регуляцию поведения работников в больших организационных системах, а с другой стороны повышается роль
1 Woodward, J. Industrial Organization: Theory and Practice. - Oxford. - Second ed., 1980. - 284 p.
2 Dubin, R. Stability of Organizations. Modem organization theory. - N. Y., 1959. - 450 p.
3 Thompson, J. D. Organization in Action: Social science bases on administrative theory / J. D. Thompson. - New York: McGrow-Hill, 1967. - 192 p.
4 Hair, M. Organizations Theory' in Industrial Practice. - N.Y., 1962. - P. 250-293.
5 Woodward, J. Industrial Organization : Theory and Practice. - Oxford. - Second ed., 1980. - 284 p.
6 Hair, M. Organizations Theory in Industrial Practice. - N.Y., 1962. - P. 250-293.
17
социально-психологической подсистемы, социальной компоненты в
управленческой деятельности.
Наиболее развернутое представление о строении и функционировании производственной организации в рамках социотехнического подхода дал Р. Дабин1, который рассматривал предприятие как систему, обеспечивающую соединение техники с человеческим компонентом. Он выделил четыре подсистемы производственной организации, определяющие поведение работников: технико-технологическую, формальную, внеформальную,
неформальную. Как и большинство сторонников данного подхода, Р. Дабин считал, что техническая подсистема является основной в регуляции поведения работников на предприятии. Она фиксирует дифференциацию их статусов на основе различий между умственным и физическим,
квалифицированным и неквалифицированным, творческим и исполнительским трудом, индивидуальной ответственностью и стандартизацией деятельности, сложной и простой работой, долгим и кратким периодом профессиональной подготовки. При этом техническая подсистема, по его мнению, определяет и структуру отношений власти. Формальная организация выполняет функцию соединения технического и социального компонентов, задает общие цели и стандарты поведения работников. Внеформальная организация в рамках дозволенных форм
позволяет работникам модифицировать поведение в соответствии со специфическими целями и решать творческие задачи. Неформальная система охватывает сферу межличностных отношений и строится исключительно по принципу свободы выбора на уровне небольших групп (диады, триады), сформированных на основе личных симпатий.
Дж. Томпсон2 определил производственные организации как сложные
1 Dubin, R. Stability of Organizations. Modem organization theory. - N. Y., 1959.-450 p.
2 .. ... ...
Thompson, J. D. Organization in Action: Social science bases on administrative theory. - New York: McGrow-
Hill, 1967.-192 p.
18